Эксперты рассказали, как помыть мотор без последствий.
Мыть моторный отсек бывает полезно — из-за пыли, грязи и реагентов, попадающих в него с дороги. Но такая мойка требует определенной подготовки и знаний. Как навести чистоту, ничего не испортив, рассказывает auto.mail.ru.
Нужно ли мыть двигатель автомобиля?
У современных машин подкапотное пространство и размещенные в нем агрегаты достаточно хорошо защищены от проникновения влаги и грязи. Тем не менее, скопление загрязнений на блоке мотора, навесном оборудовании и особенно в сотах многочисленных радиаторов могут ухудшить его охлаждение. И, как следствие, приведут к повышенному износу компонентов или даже к выходу их из строя.
Если на грязном двигателе есть потеки технических жидкостей и где-нибудь рядом набилась сухая листва с травой, то в жаркую погоду разгоряченный мотор может поджечь такой факел. Впрочем, из-за легкой запыленности подкапотного пространства машины, редко съезжающей с асфальта, проблем возникнуть не должно. А если учесть, что неправильная мойка двигателя сопряжена с риском что-то испортить, то мыть мотор имеет смысл разве что перед большим ремонтом, требующим его снятия с авто.
Чем мыть?
Если необходимость в мойке возникла, то сначала нужно все для этого подготовить. Для самостоятельной уборки понадобятся:
- пара ведер или канистр чистой воды,
- пульверизатор или опрыскиватель для растений,
- фольга и целлофановые пакеты,
- малярный или обычный скотч,
- щетки и кисточки разных размеров,
- губка, чистые сухие тряпки и бумажные полотенца,
- резиновые перчатки,
- средство для мойки двигателя.
Мыть подкапотное пространство можно и самостоятельно приготовленными составами. Например, на водной основе, даже раствором средства для мытья посуды в соотношении 50 мл на 1 л воды. Но в этом случае нужно быть уверенным в отсутствии агрессивных компонентов, способных повредить пластик и резину.
В этом смысле продаваемые в магазинах запчастей и крупных супермаркетах специальные составы для мойки подкапотного пространства, в частности пенные очистители, обладают рядом преимуществ:
- действуют на все виды загрязнений (от масла до дорожных реагентов),
- лучше очищают в труднодоступных местах,
- не требуют предварительной обработки щеткой,
- безопасны для материалов и не вызывают коррозию,
- легко и полностью смываются водой.
Что нужно мыть?
Основательной мойки требует не все. В некоторых местах достаточно сбить пыль, а то и вовсе протереть влажной тряпкой, можно и просто пройтись пылесосом. Однако есть узлы и детали, которые после влажной уборки обязаны быть чистыми. Главным образом это радиаторы, как основные, так и вспомогательные. Больше всего, как правило, забивается радиатор климатической установки. Помимо него, грязью, пухом и остатками насекомых закупориваются соты радиатора охлаждения двигателя, масляного радиатора двигателя, коробки передач, гидроусилителя руля и интеркулер. Если мойка двигателя совпала с плановой заменой антифриза, то можно и вовсе снять радиатор для тщательной промывки внутри и снаружи вместе с системой охлаждения авто.
С чего начать мойку двигателя автомобиля?
Защита от попадания влаги и моющих средств требуется его самые уязвимым частям. Воде нельзя попадать в цилиндры, датчики, реле и разъемы, в свечные колодцы. Все это чревато повреждением изоляции, коррозией контактов, сбоями в работе электрики или даже ее отказом. Промокнув насквозь, может выйти из строя генератор, у которого в таких случаях окисляются контакты диодов и возникает коррозия диодного моста.
С помощью пленки и скотча изолируйте разъемы и агрегаты, которые «боятся» воды. Заклейте короб воздушного фильтра, чтобы перекрыть доступ влаге к цилиндрам. Генератор можно обернуть фольгой. Перекройте путь воде к свечным колодцам, контактам датчиков и двигателю вентилятора охлаждения. Помимо пленки и скотча можно использовать для герметизации разъемов специальные отталкивающие воду средства и составы. Стоит заклеить широким малярным скотчем различные бирки и таблички под капотом, чтобы их не разъело и они не отклеились.
Важно! Нельзя мыть двигатель горячим во избежание деформации головки блока от резкого охлаждения водой.
Лучше всего грязь с двигателя будет отходить, если он теплый, а не горячий или холодный. Поэтому перед началом мойки прогрейте мотор до 30−40 градусов или дайте ему остыть до этих температур. И, конечно же, на время мойки стоит обесточить машину, скинув минусовую клемму аккумулятора. После этого закройте батарею от воды подручными материалами. Проверьте, вставлен ли до конца масляный щуп, хорошо ли закручены все пробки, крышки и колпачки, закрыты ли отверстия входные отверстия воздуховодов. Хорошо бы сначала пропылесосить все, чтобы убрать крупный мусор и пыль.
Как правильно помыть мотор?
Просто поливать мотор водой сверху нельзя. Протрите очищаемые поверхности мокрой тряпкой, аккуратно распылите на них моющее средство или специальный очиститель с помощью пульверизатора. Можно использовать для нанесения состава кисточку или губку. Последней особенно грязные места можно потереть дополнительно.
Дайте моющему средству несколько минут, чтобы «въесться» в грязь. но не дожидайтесь, пока оно высохнет. В труднодоступных и сильно загрязненных местах отойти размокшей грязи помогаем щетками, ершиками, кисточками и даже зубной щеткой. Далее вручную или с помошью мойки высокого давления смойте всю грязь. Первый вариант требует больше времени, упорства и терпения, а работа «Керхером» — аккуратности и осторожности,
Вручную. Смывать грязь и очиститель с двигателя можно тем же пульверизатором, но уже наполненным чистой водой или из прямо шланга, подключенного к водопроводной системе. При этом важно следить, чтобы вода не попадала на контакты и разъемы.
«Керхером». Пользоваться для смывания пены и грязи в подкапотном пространстве им можно, но очень аккуратно, дабы не повредить что-нибудь водой под напором и «не загнать» влагу туда, где ей не место. Для этого переключите портативную мойку в режим минимального давления (не более 100 бар) и широкое распыление вместо точечного.
Как высушить мотор после мойки?
Двигатель и все, что вокруг него находится, хорошо просушите. В легкодоступных местах и на открытых поверхностях — сухими тряпками или бумажными полотенцами. Труднодоступные места тщательно продуйте струей сжатого воздуха из компрессора. Защитные пленки, фольгу и скотч снимать лучше после того, как основной объем воды будет удален с мотора и навесного оборудования тряпками или воздухом под давлением. Разъемы и контакты стоит дополнительно хорошенько продуть и насухо вытереть бумажными полотенцами или салфетками. Если за окном жаркое лето, то постояв после таких процедур денек под солнечными лучами автомобиль и его моторный отсек просохнут окончательно. Да и просто поработав после мойки какое-то время, двигатель быстро высохнет.
«Сухая» мойка двигателя
Есть мнение, что вода и подкапотное пространство плохо совместимы. Сторонники этой теории предпочитают делать сухую уборку двигателя пылесосом, тряпками и щетками. Перед такой уборкой рекомендуется снять легкосъемные крышки и детали. Стоит также демонтировать пластиковое «жабо» в основании лобового стекла, под которым часто скапливается много пыли и грязи, а оттуда чаще всего идет забор воздуха в салон. Достаточно всю эту грязь удалить пылесосом, после чего протереть поверхности тряпкой. Провода, трубки, детали и узлы под капотом при таком методе уборке просто вытираются тряпкой. А снятые перед уборкой кожухи, крышки и накладки можно вымыть до блеска отдельно любыми способами и средствами, а потом высушить и вернуть на место.
Мойка двигателя паром
Проводится опытными сотрудниками при помощи специального оборудования. Двигатель моется паром температурой от 160 до 250 градусов под давлением до 10 атм через разные насадки. Поскольку так называемый сухой пар — это все равно вода, хоть и в меньшем количестве, подготовка к такой мойке также требует защиты контактов и электропроводки. Да и просушивать мотор потом сжатым воздухом тоже необходимо. А если учитывать всю специфику и более высокую стоимость процедуры, то каких-то существенных преимуществ у нее нет.
Чего нельзя делать при мойке двигателя?
Собираясь помыть мотор, следует помнить о нескольких табу, из-за на нарушения которых влажная уборка в подкапотном пространстве может закончиться визитом в автосервис и ремонтом.
- Не мыть горячий двигатель. Из-за перепадов температур на блоке, пластике и прокладках могут появиться трещины, а пластмасса от резкого охлаждения водой может деформироваться или лопнуть.
- Не мыть двигатель «Керхером» с близкого расстояния. Сильный напор воды может повредить проводку, контакты и детали, а также намочить те места, куда влаге попадать не следует.
- Не использовать пену для бесконтактной мойки кузова. Мало того, что она может отмыть далеко не все виды загрязнений под капотом. Так эта пена из-за агрессивного состава еще способна повредить уплотнения и разъемы, а также вызвать коррозию электрических контактов.
- Не использовать керосин, бензин и солярку. Горючие средства для удаления въевшейся грязи под капотом лучше не применять. Комбинация жаркого дня, раскаленного мотора и остатков горючего на поверхностях создают дополнительные риски никому не нужного пожара.
Коротко о главном:
- Собираясь помыть двигатель автомобиля, оцените насколько это вам действительно нужно. Не следует затевать влажную уборку подкапотного пространства только из-за любви к чистоте. Или перед продажей авто, чтобы не навлечь на себя со стороны покупателей подозрения в сокрытии плохого состояния мотора.
- Оцените все риски, связанные с выходом электрики из строя в ходе мойки мотора. Не стоит пользоваться для этого услугами обычной автомойки, где персонал может не иметь необходимых навыков и опыта, деньги за испорченную машину получить с них будет непросто.
- Не мойте двигатель горячим и лучше не используйте мойку высокого давления. По крайней мере вблизи и под сильным напором. Защитите «слабые места» двигателя перед процедурой и отключите аккумулятор. Не лейте на мотор пену для бесконтактной мойки кузова. Лучше — специальное средство или пенный очиститель без агрессивных веществ в составе. Он не испортит пластик и резину под капотом.
Мойка двигателя — процедура необязательная и производителем в мануалах не прописанная. Однако ее проведение мотору может быть полезно. И лучшее время для этого — межсезонье, то есть после того как закончится слякотная зима с изобилием солей и прочих реагентов, летящих с дороги в том числе в подкапотное пространство.