Начало нового учебного года вызывает волнение не только у родителей и детей, но и у учителей.
Что делать в непростых ситуациях, рассказали «Мелу» психологи.
В класс приходит ребенок коллеги
Все ученики в классе равны, даже если это сын или дочка одного из учителей. По мнению психолога сервиса Zigmund.Online Раиса Апухтиной, акцентировать внимание на этом не нужно: это может вызвать дискомфорт как у самого ученика, так и у его одноклассников и их родителей.
Если же давить на это начинает коллега или второй родитель ребенка, важно объяснить, что отношение к ученику складывается не из того, кто его родители, а как он сам проявляет себя в классе.
Беспокойство коллеги по поводу учебы чада абсолютно нормально – все родители переживают о своих детях. Но проявлять лояльность к ребенку учителя опасно: снижается мотивация к учебе, искажается самооценка ученика, к тому же, в классе могут возникать конфликты на почве «особенного отношения».
В классе учится ваш ребенок
В первую очередь нужно поговорить с ребенком: сообщить, что он будет вашим учеником, спросить, что он думает об этом, рассказать о правилах школы и договориться, что в классе вы – учитель и ученик, а потом уже родитель и ребенок. Важно также успокоить школьника словами, что оценивать вы будете его работу в классе, а не личность в целом, и что ваша любовь к нему не зависит от оценок.
Помните, что ваше общение в школе и дома так или иначе будет разным – дома вы можете помочь ребенку и пожалеть его как родитель.
Скрывать, что один из учеников ваш ребенок не стоит, ведь правда раскроется в любом случае. Рассказывать об этом или нет, решить вы должны сами, главное – реагировать спокойно, если другие ученики будут задавать вопросы.
В классе учится ребёнок с особенностями
Психотерапевт Марта Смелова советует учителям начать с показа мультиков социального характера на классном часу, чтобы дети понимали, что этот ученик – такой же человек, как и они, но с определенными отличиями.
Самое главное – донести, что терпение друг к другу и принятие приведет коллектив к победе, обсудить просмотренный мультик, можно устроить мозговой штурм на тему «Как и чем может быть полезен каждый в нашем классе».
Вмешательство учителя в этом вопросе не лишняя мера – если педагог предоставит детям возможность налаживать отношения без его контроля, они сами могут решить, «свой» этот ребенок или «чужой». Поговорить на эту тему стоит и с родителями на собрании.
В классе появился новый ученик
В первую очередь поговорить с новеньким нужно учителю. Можно задать такие вопросы как:
- «Как дела, как настроение, что нового?»
- «Вижу, ты никак не можешь вписаться в коллектив, это так?»
- «Как тебе подобная ситуация? Как думаешь, почему?»
- «Хочешь ли что-то поменять?»
- «Нужна ли тебе помощь?»
Следующий шаг – корректный разговор с родителями ученика. Можно уточнить у них, как ребенок обычно себя ведет дома или есть ли у него какие-то черты характера, на которые стоит обратить внимание:
- «Я наблюдаю, что в классе ваша девочка/мальчик держится обособленно. А как вне школы?»
- «Назовите 3–5 сильных качеств вашего ребёнка. Чем он интересуется/увлекается?»
- «Как вам, родителям, кажется — важно ли заводить друзей в школе или лучше сосредоточиться на учебе?»
Чтобы помочь новому ученику наладить контакт с классом, учитель может определить его в группу с активными детьми для выполнения проекта или поручить вместе с кем-то поздравить именинников.
Психологи советуют не пытаться внедрить ребенка в группу слишком настойчиво, не делать его любимчиком и не выставлять даже самые маленькие его достижения напоказ.
В классе учится ребёнок, которого травят
Ответственность за травлю всегда возлагается на учителя – не уследили, не остановили агрессоров и т.д. На самом же деле, в процессе обучения и социализации детей работает большое количество разных факторов, и одному человеку в лице педагога преодолеть их все сложно.
Конечно, нельзя отрицать, что классный руководитель лучше остальных знает своих учеников, однако участие такого специалиста как школьный психолог тоже необходимо.
В первую очередь психотерапевт Юлия Федотова рекомендует провести классный час на тему того, что все мы разные люди со своим набором качеств, и нужно научится адекватно реагировать на других людей, которые в чем-то отличаются от тебя. Можно с помощью школьного психолога провести тренинг коммуникации и командообразования, чтобы дети научились работать в группах с разным составом.
Не менее важно разговаривать с родителями учеников: как родители «лидеров» класса так и родители ребенка, которого травят, должны знать о происходящем, чтобы вместе определить, как действовать дальше для предотвращения травли.
При поддержке родителей и других сотрудников школы учитель сможет урегулировать острые ситуации в классе и помочь детям выстроить отношения.