Что такое фланкировка, знают не все, а между тем это зрелищное направление стремительно набирает популярность.
Четыре года назад Алексей Лужнов и Наталья Юшкова впервые взяли в руки шашки. Сейчас они — обладатели множества наград, среди которых 1-е место в номинации «Арт-фехтование» на Кубке России по современным направлениям хореографии, первые места в рейтинговых номинациях «Open» и «Fantasy» на Кубке России по современным направлениям хореографии, первые места в номинации «Mix Dance show» на Всероссийских фестивалях «Olimp» и «Legenda». Пара прошла отбор в сборную России для представления на Чемпионате Мира в Будапеште, но сборная не смогла принять в нем участие в связи с политическими событиями.
Об искусстве владения шашкой мы поговорили с тренером школы танца и фланкировки «FoxDance» Натальей Юшковой.
— Наталья, начнем с самого понятия — что такое фланкировка?
— Если по-простому, фланкировка – это крутка, вращение такого вида холодного оружия, как шашка. Это красивый, демонстрационный (не боевой) вид работы с аналогами боевой шашки, и, по сути, общеукрепляющий комплекс спортивных упражнений. Она включает в себя движения, имитирующие боевые удары, плюс так называемые восьмерки, прокруты, броски, перехваты, а также контактные элементы.
До сих пор ведутся активные споры по поводу того, почему этот термин стали применять к крутке шашкой и уместно ли это. По одной из версий он происходит от французского flanquer – фланкировать, что означало боевой маневр обстрела противника во фланг. Термин применялся к обозначению вращения древка пики вокруг своего тела наездником при подъезде к цели. Есть и другая версия: во французском языке есть устаревшее слово flanquer, означающее «окружать себя». Когда мы смотрим на работу фланкировщика с шашкой, возникает ощущение, что человек окружает себя движениями шашкой.
В любом случае, доподлинно неизвестно, кто первый в России стал применять термин применительно к крутке шашкой, но слово само по себе красивое, и оно «прижилось».
— Фланкировка имеет исторические корни?
— У большинства людей она ассоциируется с казачеством, казачьей культурой. Можно говорить о том, что фланкировка берет свои корни от казачьего пляса с шашкой. Как пишет в своей книге «Живая сталь» каскадер, актриса, профессиональный тренер-инструктор по работе с казачьей шашкой Ольга Корогодская, у которой в свое время обучались на мастер-классах и мы, фланкировка – это, по сути, боевой танец:
«В играх, в народных песнях, в боевом танце шашка помогала войти в боевое состояние, поднимала спящую внутри энергию… Наши предки «заводили» себя в танце, имитируя бой, высекали и распаляли воинскую искру…»
Эта традиция поднимать боевой дух через боевой танец передавалась из поколения в поколение. Но нужно понимать, что казачий пляс с шашкой выглядел не так, как современная фланкировка. Сейчас есть огромное множество новых элементов, особенно это касается различных перехватов, бросков и так далее, в принципе не существовавших ранее. Поэтому фланкировка, как она есть сейчас – это уже в большей степени новый вид искусства.
— Как у вас возникла идея заняться фланкировкой? Насколько это оказалось сложным делом?
— Идея возникла после того, как мы увидели пример такой работы на видео в интернете. Стали пробовать повторять некоторые движения. Сначала тренировались с деревянными палками и немного позже приобрели свои первые шашки. В освоении фланкировки были свои сложности и нюансы, но все-таки нам очень помогал наш танцевальный опыт. Изучение элемента за элементом, создание связок — это очень увлекательно, стоит только начать.
— Вы используете оригинальные казачьи шашки – опасное оружие. Чем они отличаются от боевых? Сколько весит одна шашка?
— В качестве реквизита мы используем аналоги шашек, полностью совпадающие по конструкции с боевым оружием, но исключающие заточку лезвия. Тренировочные шашки могут быть разного веса. В основном от 600 грамм и более. 600-граммовые – это так называемые облегченные шашки, они подходят, например, для детей и девушек. Я работаю с шашками весом чуть более 800 грамм.
— Не страшно заниматься с тяжелыми стальными шашками? Насколько велик риск травмироваться на занятиях?
— Заниматься не страшно, если соблюдать технику безопасности и не форсировать события. Занятия включают в себя подготовительные упражнения, а также постепенный рост нагрузки и сложности в упражнениях. Поэтому при разумном подходе риск получения травм минимален. В целом же травмы возможны, как и в любом другом виде спорта. Основной вид травм, с которым мы сталкиваемся – это мозоли на руках у начинающих фланкировщиков и, иногда, синяки от частого повторения одного и того же движения при отработке техники. Ну а при несоблюдении правил техники безопасности и безответственном отношении к занятиям шашка может «наказать» и более серьезными повреждениями.
— Вы успешно участвуете в танцевальных конкурсах с фланкировкой, но ведь есть специализированные состязания. Не было желания в них поучаствовать?
— Ни в коем случае не исключаем возможность участия в таких соревнованиях, просто сейчас активно занимаемся развитием арт- (иначе говоря — художественной) фланкировки. Впервые попробовав работу с шашкой, я сразу загорелась идеей создавать фьюжн («спайку») из танца и фланкировки, так, чтобы это был действительно союз этих двух направлений, а не просто танец с реквизитом. Пока это не очень развито, как оказалось. А еще очень привлекает возможность создавать самые разные образы. Когда я услышала скрипичную мелодию танго к своему будущему номеру «Танго с шашками» (видео ниже — прим.ред.), то сразу увидела образ скрипача-виртуоза, который захотелось связать с образом человека, виртуозно владеющего холодным оружием. С помощью фланкировки и танца можно создавать очень разные, наполненные характером номера. Как по мне, это волшебно.
Кроме того, на соревнованиях есть специфика оценки номеров. Оценивается, в том числе, количество не повторяющихся элементов. Я же не акцентирую внимание на их количестве, для меня образ и музыка – первичны. Если вижу, что музыкально или стилистически элемент не подходит, то зачем я буду оставлять его в постановке? Только для того, чтобы продемонстрировать, что я его знаю и умею выполнять? А иногда сама музыка предопределяет необходимость повторов даже целых фраз и в постановке это смотрится логично.
— Что дают занятия фланкировкой, изменили ли они Вас?
— Интересный вопрос. Все, кто хоть когда-нибудь пробовал заниматься фланкировкой, наслышаны о ее полезных свойствах. За счет технической сложности происходит развитие связок и мышц рук, за счет большого количества импульсивных и силовых движений происходит снятие мышечных блоков, с опытом тренировок вместо быстро устающих крупных мышц включается сухожильный каркас, что позволяет работать долго, круговые и скручивающие движения корпусом оказывают укрепляющий эффект на мышцы корпуса. А еще фланкировка прекрасно тренирует координацию и развивает пространственное мышление.
Шашка учит нас думать проактивно – подчинять разуму импульсивную реакцию. К примеру, на тренировках встречаются люди, которые даже в отношении с оружием действуют реактивно, под воздействием сиюминутных эмоций. Не изучив матчасть, берут в руки клинок, не вникая в технические моменты, начинают размахивать шашкой. Разбирая новое упражнение, проявляют излишнюю самоуверенность или берут в руки шашку, когда рассержены на что-то. Шашка не прощает такого подхода и тут же выдает «обратку» в виде ссадин и синяков.
Шашка слушается только тогда, когда человек подходит с полной осознанностью того, что в руках у него оружие, и с пониманием того, что это он несет ответственность за каждое движение клинка. Она более послушна, когда человек спокойно реагирует на внешние раздражители, когда свободен от лишних эмоций. Так на физическом уровне она учит управлять своей реакцией на происходящее, пусть даже в рамках тренировочного зала.
Но ведь так все и в жизни: наша реакция на события вокруг, на слова и действия других людей каждый раз становится поступком, запускающим соответствующий сценарий развития событий. И мы, занимаясь фланкировкой, заметили, что стали собраннее, стали быстрее принимать важные решения не только в зале, но и в повседневной жизни.
Фото Светланы Ворониной и из личного архива Натальи Юшковой
Видео предоставлено Натальей Юшковой