Родители смогут отдавать детей в частные дошкольные учреждения, нанимать репетиторов, водить в кружки и секции.
Госдума РФ приняла закон о праве использовать материнский капитал на оплату частного образования. Как рассказали «Известиям» парламентарии, документ в Совете Федерации должны принять в ближайшее время. Родители смогут использовать средства маткапитала на оплату детских садов, открытых индивидуальными предпринимателями с лицензией на образовательную деятельность. Новый закон, как поясняют специалисты, устраняет конкурентное неравенство между частными детскими садами и ИП в образовательной среде. Однако законодателям необходимо продумать, как отрегулировать ценообразование в этой сфере, чтобы исключить лазейки для обналичивания средств.
В настоящее время частное дошкольное образование в России начинает пользоваться большим спросом, и готовящиеся изменения в федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» позволят тратить эти средства на образовательные услуги, которые оказывают индивидуальные предприниматели. Родители смогут отдавать детей в частные дошкольные учреждения, нанимать репетиторов, водить в кружки и секции.
— Внесенные поправки не только дают родителям возможность более широкого выбора образовательных организаций для своего ребенка, но и избавляют предпринимательскую среду в сфере образования от излишней конкуренции, — пояснила одна из авторов документа, депутат Госдумы Татьяна Кусайко.
Проблема существует давно и наконец она получает свое решение, отмечает руководитель РОО «Объединение многодетных семей города Москвы» и проекта «Многодетная Россия» Наталья Карпович.
— До сих пор родители вынуждены были платить за образование своего ребенка исключительно из своего кармана, несмотря на то что законодательно ИП приравниваются к иным организациям, ведущим образовательную деятельность, — говорит председатель «Союза матерей России». — Это безусловно положительный момент, так как увеличение участников этого процесса благотворно влияет на защиту здоровой конкуренции и на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. У родителей не только появляется возможность использовать помощь государства на сокращение затрат семейного бюджета, но и выбрать подходящее образовательное заведение для ребенка.
В целом это законодательное изменение отвечает тенденции вовлечения негосударственного сектора в решение социальных задач. Это не только создает конкурентную среду, но и повышает качество услуг, увеличивает вариативность, создает новые услуги и сервисы, которые отвечают более точно на запросы общества, подчеркивает член правления Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов России Александра Сукиасян.
Однако некоторые моменты в новом законопроекте пока еще остались неучтенными, объясняет глава «Союза матерей России» Ольга Панина. Это касается самого закона об образовании, который также требует доработки и уточнения в связи с расширением возможности использования средств маткапитала на образовательные услуги ИП.
Согласно статье 32 ФЗ «Об образовании в РФ», индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников, поясняет Ольга Панина. В случае осуществления деятельности с привлечением педработников ИП получает лицензию на осуществление образовательной деятельности. То есть для ведения образовательной деятельности лично, без привлечения иных педагогических работников, индивидуальному предпринимателю лицензия не требуется, а в новом законе отсутствует уточнение по поводу таких ИП.
— Здесь необходимо либо вносить поправки в закон об образовании, приравнивая такие ИП к тем, которые привлекают других работников, и соответственно уточнять, что они должны также получать лицензию, либо в новом законе уточнять формулировку и выводить ИП, лично оказывающих образовательные услуги, из списка возможных получателей оплаты за счет средств маткапитала, — говорит глава «Союза матерей России». — Мы считаем, что в том виде, в котором сейчас принят законопроект, могут возникнут некоторые перекосы и злоупотребления.
В свою очередь, член правления АсНООР Александра Сукиасян обращает внимание на организационные «неудобства». Речь о техническом оформлении этих отношений. Дело в том, что Пенсионный фонд в разных регионах формулирует разные требования к документам и договорам, что усложняет оформление.
— Разное прочтение приводило даже к административной ответственности для учреждений, — уточняет Александра Сукиасян. — Из плюсов же — эти изменения мотивируют предпринимателей лицензировать деятельность, что тоже скажется на прозрачности и качестве сектора. Будем надеяться, что это будет более активно распространяться и на дополнительное образование. В любом случае это очень важные новости, поскольку частный сектор образования в России развивается уже 30 лет, но пока занимает менее 5% (если говорить о дошкольном сегменте), подобные инициативы могут стать драйвером развития.
Эксперт напоминает, как в начале нулевых, когда появился сильный дефицит мест, в сад записывались еще до рождения ребенка. Именно частный сектор помог решить эту задачу не только технически, но и качественно.
— Законодателям необходимо продумать механизм регулирования ценообразования в этой сфере, чтобы исключить возможности по обналичиванию средств, — отмечает отмечает член Ассоциации организаций по защите семьи Анна Апакова.