Издания отмечают повышенный интерес читателей к художественной литературе, фантастике, эзотерике и научно-популярной литературе.
За последние два месяца в России произошли существенные изменения на книжном рынке: спрос на продажу книг о бизнесе, инвестициях и саморазвитии упал, однако на художественную литературу вырос.
— За период с марта по апрель в России значительно снизился спрос на издания по финансам и инвестициям. В группе наблюдают падение продаж в этой категории вдвое. Среди книг «Альпины», продажи которых упали,— это «Усреднение ценности: простая и надежная стратегия повышения доходности инвестиций», «Правила инвестирования Уорена Баффетта». В то же время рост показывают книги по истории, психологии, а также научно-популярная и художественная литература. Лидерами продаж последних двух месяцев здесь стали книги «Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла и «Вся кремлевская рать» Михаила Зыгаря, — рассказала «Коммерсанту» коммерческий директор издательской группы «Альпина» Ирина Кукушкина.
По словам участников рынка, рост спроса на художественные книги связан с желанием граждан «отключиться от реальности». Помимо этого, россияне в книгах пытаются найти рекомендации, как выживать в трудные времена. Так, в «Альпине» резко выросла популярность знаменитой книги Виктора Франкла о психологии пребывания в концлагере. В Ozon она стала лидером продаж в марте-апреле.
— Падение интереса к деловым книгам связано с тем, что бизнес в целом под ударом и работает в режиме форс-мажора. Предприниматели и руководители в стрессе. Книги по бизнесу в основном читают тогда, когда есть спокойное окно и можно подумать о развитии и системном улучшении бизнеса, — объясняет гендиректор «Альпины» Алексей Ильин.
В книжном сервисе «ЛитРес» отметили, что количество проданных книг о бизнесе в марте и апреле снизилось на 34% год к году, а об инвестициях — на 52%.Однако спрос на художественную литературу вырос на 20%. В частности, на 58% выросли продажи любовных романов, на 31% — фэнтези, на 20% — фантастики. В «Эксмо-АСТ» также отметили выраженный рост на фантастику и фэнтези, за март—апрель он составил 134%. Помимо этого, читающие стали чаще выбирать книги по эзотерике.
— Приближается сезон отпусков и рост интереса к художественной литературе частично объясняется сезонностью. Причиной серьезного изменения в структуре продаж становятся попытки если не уйти от реальности, то хотя бы немного ее раскрасить при помощи литературных миров, — считает исполнительный директор холдинга «Т8 Издательские технологии» («Рипол классик», Rugram, «Пальмира», «Омега-Л», «Флобериум» и др.) Виктор Левченко.