Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения пионерской организации.
Кто из нас не вспоминает свое пионерское детство? Алый галстук на груди, макулатура и металлолом, горны и барабаны – как давно это было. И как же хорошо, что это все-таки было…
Главное дело
В канун 100-летия пионерской организации мы встретились с председателем Совета ветеранов-учителей Людмилой Михайловной Васильевой, отдавшей работе с пионерами более 60 лет.
…Людмила с детства мечтала быть учителем. После окончания Златоустовского педагогического училища три года отработала в Филимоново, совмещая преподавание с активным участием в сельской самодеятельности. На этом ее учительство закончилось…
В Миассе, куда девушке пришлось вернуться по семейным обстоятельствам, устроиться в школу не удалось. Молодому педагогу предложили место методиста в Доме пионеров. И кто же знал тогда, что эта работа станет главным делом ее жизни?..
На первых порах пришлось нелегко: чтобы обучать актив, надо было самой досконально изучить законы и ритуалы всесоюзной организации, а также знать историю миасской пионерии. Пригодилось все, особенно – местная газета (вырезки из нее до сих пор хранятся в объемистом семейном архиве).
«Долой-долой монахов…»
— Первый пионерский отряд в Миассе появился при клубе МНЗ, затем – в трудкоммуне, – рассказывает Людмила Михайловна. – Бывшие детдомовцы вспоминали, как 5 мая 1924 года все отряды собрались на площади Труда, чтобы дать торжественную клятву и повязать красные галстуки. Кстати, о галстуках. Бывшая пионервожатая Софья Фрадкина говорила, что когда ей предложили организовать отряд на станции Миасс, то первым делом новоиспеченные пионеры взялись за шитье галстуков. Вместо кумача взяли красную рубаху, разрезали на узкие полоски (то, что галстук треугольный, не знали) и повязали на шеи! А когда в отряде появились горн, барабан и знамя, пионеры стали ходить по улице только строем и с песней: «Долой-долой монахов, долой-долой попов, мы на небо залезем, разгоним всех богов!». Население относилось к этому неодобрительно…
Первый пионерский лагерь – между озером Кысыкуль и рекой Миасс – представлял собой три армейские палатки, одна была штабом, в других жили ребята. «Жили весело, — вспоминал детдомовец Сунгуров. – Особенно мы любили вечером у костра слушать рассказы комсомольца Ивана Дунаева о жизни при царе, о гражданской войне. Рассказывать он был мастер!»
В «Артек» на… санях
— В 1929 году в Москве проходил первый пионерский слет, — продолжила Людмила Михайловна. — Среди уральских делегатов была наша Валя Хренова, которая много лет спустя признавалась, с каким волнением они слушали рассказ Крупской о Ленине. А в 1938 году Ваня Жданов одним из первых миасских пионеров побывал в «Артеке».
Вот что рассказал Иван в письме к краеведу, журналисту, одному из первых комсомольцев Миасса Василию Морозову: «В конце декабря 1938 года с Дражного поселка меня повезли на вокзал в санях. Поезда тогда ходили тихо, до столицы ехали около трех суток, оттуда — в Симферополь и на автобусе — до «Артека». В Артеке нас одели в матросскую форму – бушлаты, форменки. Одна одежда – праздничная, другая – повседневная. Два часа в день занимались учебой, а потом ехали на экскурсию. Смотрели кино, концерты, столярничали. В живом уголке ухаживали за птицами».
Жизнь била ключом
— Пионерская жизнь всегда била ключом, — говорит Васильева. – До войны ребята увлекались спортом, занимались техническим творчеством, выпускали стенгазеты, учились фотографировать, овладевали оборонными знаниями. Война круто изменила жизнь детей. Им пришлось наравне с взрослыми заготавливать торф, вязать варежки для бойцов и отправлять на фронт посылки, распространять займы обороны. А чего стоит такой патриотический порыв как сбор денег на постройку танка «Таня»!.. Миасские пионеры внесли вклад и в создание Уральского добровольческого танкового корпуса: из собранного ими металла в Златоусте изготовили 2500 знаменитых «черных ножей» для уходящих на фронт танкистов.
— После войны активность организации не затихла, — память Людмилу Михайловну
никогда не подводит. – Тимуровское движение набрало силу. Пионеры продолжали помогать ветеранам, инвалидам, старикам: пилили и кололи дрова, носили воду, наводили порядок в доме и дворе. Кроме того, они откликались на любые просьбы о помощи. Например, охотно взялись за изготовление кукольной мебели для игровой комнаты в детсаду. Принимали участие и в озеленении города: так, пионеры школы № 8 посадили у памятника Павшим борцам более четырех тысяч деревьев и кустарников. Но самым масштабным, на мой взгляд, пионерским начинанием была автоколонна «Миасский пионер».
Металл – для «Уралов»
В архиве Людмилы Михайловны хранится вырезка из «МР» от 28 ноября 1959 года – именно в тот день стартовала акция: «Пионеры школы №28 решили собирать металлолом на колонну автомашин «Миасский пионер». Автозаводцы горячо поддержали этот почин. В будущем году будет сделано 300 грузовиков высокой проходимости «Урал 375». В колонну «Миасский пионер» войдут первые машины, которые сойдут с конвейера. В ноябре пионеры и школьники нашего города уже собрали 28 тонн металлолома на свою колонну. Ребята, не теряйте времени. Чем больше вы соберете лома, тем длиннее будет ваша колонна!».
Замечательная акция длилась больше 20 лет, а ее завершение – в канун дня рождения Ленина — обставлялось каждый раз чрезвычайно торжественно. Одна из машин, выплавленных из пионерского металла в 1964 году, была отправлена в дар героической Кубе.
«Помните о нас…»
В 1972 году пионерии исполнилось полвека, на стадионе «Труд» прошел большой, красивый праздник. А через год Людмилу Михайловну назначили директором Дома пионеров.
Забот прибавилось… Под ее руководством, нога в ногу со старшими пионервожатыми юные миасцы бодро шагали маршрутами Всесоюзного марша «Всегда готов!», вели переписку с ребятами из других стран, готовили материалы для странички «Пионерские искорки» в местной газете, ходили в походы, проводили опыты на пришкольных участках, занимались в клубах техтворчества…
— Мы пытались найти первых пионеров, и нам это удалось, — с гордостью признается Людмила Михайловна. – Их письма хранятся в музее образования Миасса. Но один экспонат особенно ценен. Это бюст Ленина, подаренный Зоей Семеновной Мурзиной, внутрь которого она положила записку-обращение к пионерам будущего: «Дорогие пионеры моего родного Миасса. Дарю вам бюст Ильича. Живите, учитесь, трудитесь, как Ленин. Меня уже нет, но я была пионеркой с 1923 года, одной из первых. Помните о нас, о первых пионерах. Мы осветили вам путь к счастью. С искренним уважением и любовью Зоя Мурзина. 1973 г.»
….В начале 90-х годов пионерия прекратила существование.
Наталья Корчагина
Фото из архива Людмилы Васильевой
и музея истории народного образования