Эти требования будут закреплены в новом ГОСТе, который сейчас разрабатывается Минпромторгом.
Средствам индивидуальной мобильности (СИМ) ограничат скорость. К ним относятся электросамокаты, моноколеса и гироскутеры. На них потребуется установить спутниковые системы слежения и световозвращатели. Такие требования будут закреплены в новом ГОСТе, который сейчас разрабатывается Минпромторгом. Именно этот ГОСТ станет первым документом, который позволит сертифицировать СИМ, пишет «Российская газета».
На необходимости сертификации СИМ давно настаивает ГАИ, так как сейчас правил и требований для этой техники, а также для ее пользователей практически нет — только в пределах, предусмотренных для пешеходов. Тем временем технические характеристики СИМ позволяют им передвигаться со скоростью автомобилей. Казалось бы, на тротуаре с такой скоростью им не место, но они беспрепятственно по тротуарам передвигаются. Нечего им делать и на дорогах, если те, кто ими управляет, считаются пешеходами.
Впрочем, многие сотрудники ГИБДД считают, что если у такой техники мощность двигателя выше 0,25 кВт, то это мопеды, а для управления ими нужны права хотя бы категории «М». Если мощность двигателя превышает 4 кВт, то это вообще мотоциклы. Судебная практика в большинстве своем поддерживает это мнение. Но как установить мощность электросамоката или моноколеса?
Вот чтобы таких вопросов не возникало, нужна сертификация, в которой будут указаны название производителя, класс, максимальная скорость, год производства, мощность, максимально допустимая масса. Эти данные помогут определить класс и мощность такого транспорта.
Проект стандарта требует обязательного ограничения максимальной скорости такого транспорта еще на этапе выпуска в обращение — 25 км/ч. При этом техника должна иметь систему спутникового контроля, чтобы была возможность понижать ее скорость принудительно до 6 км/ч в пешеходных зонах. Все это сейчас применяется на электросамокатах кикшеринговых компаний. Удастся ли заставить, к примеру, китайских производителей выполнять эти требования — еще вопрос, а если они выполнены не будут, то и техника эта на российский рынок не попадет.
Еще одно требование — возможность запуска двигателя только с помощью двух разных действий. Сейчас — встал на самокат, нажал ручку газа и поехал. Но после введения ГОСТа, по всей видимости, помимо ручки газа для начала движения потребуется нажать что-нибудь еще.
Что касается требований к колесам, согласно этому стандарту они не должны быть меньше 12,5 см. Напомним, что согласно ГОСТу, который устанавливает требования к дорогам, ямы на них не могут быть глубиной более 5 см, но это почти половина колеса. То есть попадание в яму, соответствующую ГОСТу, очевидно, грозит падением.
Кроме стандартов для техники нужны и правила ее использования. Соответствующий проект поправок в правила дорожного движения разработал Минтранс, но принять эти поправки пока невозможно. В результате административной реформы правила попали в список нормативных актов, которые нельзя менять, а можно только полностью переиздать.
Разделение электросамокатов по мощности также вызывает вопросы. Дело в том, что мощность нужна не столько для того, чтобы двигаться с высокой скоростью, сколько для того, чтобы электросамокат смог тронуться с пассажиром хотя бы в горку, иначе и смысл в его использовании отпадает.