Обман становится возможен из-за низкой правовой культуры населения.
Каждая седьмая жалоба на горячую линию Роспотребнадзора связана с разницей цены на полке и на кассе, сообщили «Известиям» в ведомстве. Как подчеркивают эксперты, объявления о том, что указанная на витрине стоимость не актуальна и нужно уточнять ее у продавца, незаконны: товар должен быть продан за сумму, обозначенную в ценнике. Обман становится возможен из-за низкой правовой культуры населения, считают специалисты.
— Жалобы приходят к нам по разным каналам. Если говорить о единой горячей линии по защите прав потребителей, то из 7 тысяч обращений более 1 тысячи касаются несоответствия стоимости на ценнике и на кассе, — рассказали в Роспотребнадзоре.
Такое количество жалоб поступило только за короткий период с 14 по 25 марта. В соответствии с Гражданским кодексом (ГК РФ), ценник является публичной офертой и продавец обязан продать товар по заявленной на нем стоимости, рассказал юрист Михаил Прядко:
«Фраза «клиент всегда прав» подтверждается законом «О защите прав потребителей». Законодательство почти всегда выступает на стороне покупателя, и случай с ценниками — не исключение. Консультация продавца и произнесенная им цена не может являться публичной офертой, любые юридические действия должны закрепляться документально. Стоимость товара на витрине как раз является аналогом документа. Магазин не может функционировать без ценников».
Согласно закону, такие же правила распространяются и на электронные площадки: публичной офертой в этом случае считается цена, указанная на сайте в момент покупки.
Как отметили эксперты, основной проблемой в сфере розничной торговли является дезинформация.
— Ценники в некоторых магазинах нужно рассматривать под увеличительным стеклом, чтобы понять реальную стоимость товара. К огромному сожалению, в моду входит так называемая переоценка товаров. Эти вопросы находятся под юрисдикцией Роспотребнадзора. Но граждане также имеют полное право обратиться в полицию в соответствии с КоАП, — рассказал председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
Даже если покупатель заметил, что стоимость товара изменилась, уже оплатив его, он может вернуться в магазин и потребовать разницу. Несоответствие реальной цены товара с той, что указана на ценнике, — это административное правонарушение. Если оно будет доказано, на продавца могут наложить штраф в размере 3–5 тысяч рублей, а директор торговой точки, будучи ответственным должностным лицом, может лишиться 30 тыс.
— Многие не хотят связываться с магазинами в этом вопросе просто потому, что не желают тратить время на споры или вовсе не знают свои права. На мой взгляд, это неправильно. Если человек видит, что стоимость товара на кассе выше, чем указанная на ценнике, то сначала надо напомнить продавцу про закон «О защите прав потребителей» и поговорить с администратором, — рассказал Михаил Прядко.
Если покупателю не вернули разницу, он может обратиться в полицию. Кроме того, следует сфотографировать ценник, чек и направить обращение в Роспотребнадзор.
Управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев добавил, что, если администратор магазина отказался решать спорный вопрос, клиент вправе воспользоваться книгой жалоб. Ее обязаны предоставить, так как за отказ предусмотрена административная ответственность.
Фото Светланы Ворониной