Мы все чаще говорим о том, что без знания истории рода сложно сохранить традиционные ценности — семью, веру, духовность. «Незнание своей родословной до седьмого колена, — гласит башкирская поговорка, — признак сиротства».
Откуда не ждали
«Седьмое колено» – это, конечно, слишком сильно сказано. Но многие ли из нас знают что-то о жизни поколения бабушек – где и как они жили, чем занимались, о чем думали?
Зачастую наш интерес появляется, когда старших членов семьи уже нет на земле. Но иногда случается невероятное, и новое знание приходит оттуда, откуда его не ждали.
Так случилось с Айгуль Амировой, руководителем детской танцевальной группы коллектива национальной культуры «Уралым», яркой и самобытной личностью. В ее родне много творчески одаренных людей, среди которых музыканты, художники, поэты. Достаточно вспомнить, например, двоюродную бабушку Айгуль – Мунавару Сунагатовну Амирову, создателя и первого руководителя ансамбля «Уралым» («Яшълек»).
Имя же родной бабушки, Мадины мало кто знает, а ведь с помощью именно ее дневниковых записей девушка сумела соприкоснуться с историей своего рода.
Взгляд изнутри
— Мне было два года, когда не стало Мадины Сунагатовны, — рассказывает Айгуль. – После ее смерти у нас долго хранились семь толстых общих тетрадей, исписанных аккуратным почерком бабушки на татарском языке с применением арабского. Мне было интересно, что там написано, но языка я не знала, да и времени на них как-то не находилось. Все изменилось, когда, выбирая тему для дипломной работы на кафедре филологии ЧелГУ, я решила обратиться к этим дневникам. Перевести татарский текст помогла тетя. За переводом с арабского я обратилась к мулле Ахмату Хазрату.
— Бабушкин дневник – необычный. Или нет, наоборот, — самый обычный. Нет в нем рассуждений, длинных историй, а есть нехитрые, чисто бытовые записи: погода, урожай, дела домашние… Бабушка писала лаконично и очень грамотно – и это неудивительно, потому что она училась в медресе (учебное заведение, соединяющее в себе среднюю общеобразовательную школу и мусульманскую духовную семинарию). То есть получила вполне приличное образование, по тем временам доступное далеко не каждой семье. Читала и писала по-арабски. Любила произведения Акмуллы и Габдуллы Тукая.
— Родилась бабушка в 1909 году, была старшей из семи детей. В 20 лет вышла замуж за Хакимьяна Амирова. В 1963 году их семья переехала в Ленинск. Читая дневник (для диплома мне частично перевели странички за 1973 и 1976 годы), я будто перенеслась на полсотни лет назад и увидела изнутри жизнь простой татарской семьи, в которой не было места праздности и лени, зато свято почитались национальные, религиозные, семейные традиции.
Копеечку – в дело
70-е годы XX века. Вроде бы, и не так далеко от наших дней, а вдуматься – прошло полсотни лет. Как жили сельчане Амировы? Небогато, потому что им приходилось рассчитывать только на свои силы и молить Аллаха, чтобы послал хорошую погоду, а значит, и хороший урожай.
У Амировых была лошадь – источник дополнительного дохода. Нанимаясь по весне к соседям на вспашку, Хакимьян Амиров (жена называет его в дневнике просто — «дед»: мужу перевалило за 60) таким образом зарабатывал лишнюю «копеечку»: детей – семеро (младший – еще школьник), и каждый нуждался в помощи.
День на день у Хакимьяна не приходился: иногда в кармане оказывалось 20 рублей, а бывало, что всего четыре… «Дед пошел пахать» — эта фраза повторяется в дневнике почти весь май. Мадина жалеет мужа, и тогда в дневнике появляется фраза: «Дед очень сильно устал». Параллельно с пахотой глава семьи продавал на миасском базаре семенной картофель и прошлогоднюю морковь.
В начале лета наступала пора другого заработка. Один или с сыном-школьником Хакимьян собирал кислицу, чтобы, связав ее в тот же вечер в пучки, утром продать в Миассе.
Амировы были экономны и рачительны. Так, например, чтобы не нанести ущерб семейному бюджету неожиданной поездкой в гости, супруги выезжали из дома пораньше, чтобы продать на базаре овощи и покрыть расходы. На оставшиеся деньги купили кеды младшему сыну, «семена лука, 10 булок хлеба, три банки консервов. «Кое-как дошли…» — записывает Мадина. Скаредными супругов не назовешь – просто деньги им доставались совсем не просто.
Ни дня без труда
Городскому жителю, читающему дневник, не понять, откуда брались силы у пожилых сельчан, — хозяйство они держали большое, и оно требовало постоянной заботы. Но ведь испокон веков так жили все крестьяне. Не только Амировы.
Обычный для Мадины распорядок дня – встать в три-четыре часа утра, замесить тесто, напечь пирогов, подоить корову, пропустить молоко через сепаратор и отмыть его дочиста, накормить семью, проводить в школу и на работу. И продолжить свои дела: вычесать козу, принести воды, истопить баню, постирать белье, вымыть полы, в зависимости от сезона – засадить или прополоть, окучить, полить грядки… И не раздражаться, если в разгар трудового дня вдруг заявятся гости.
Гости для мусульман – это святое. Редкий день, когда к Амировым не заходили соседи или не забегали родственники, либо сама хозяйка не проведывала сватью или кого-то из родных. У Мадины всегда на столе выпечка – пироги с рыбой, картошкой, капустой, сладкие с ягодами, шаньги с творогом, булочки, калачи, а также обязательный суп – как положено, наваристый, жирный, вкусный.
Отложит Мадина стирку, отпустит недочесаную козу, отложит недопряденый пух, разольет по чашкам чай, нарежет пирогов – и будет радоваться каждой минуте, проведенной с гостем. И только после его ухода, помолившись, продолжит незаконченные дела.
…А сам не плошай
Удивительно спокойны записи в дневнике. Нет бурной радости, но нет и сильных переживаний, хотя неприятности случались: молнией убило теленка, украли козу, травмировалась корова, сын не поступил в институт…
Но Мадина всегда покорялась воле Аллаха, заканчивая неудачный день полумолитвой-полупросьбой: «Пусть все будет во благо. Пусть все беды с этим днем уйдут». А в последний день каждого месяца обязательно подводила итог: «Апрель 1976 года без горя прошел. Пусть и май будет таким, чтобы только радоваться». Или: «Пусть август благополучным будет. Пусть Аллах спасет от всех бед».
К Аллаху, кстати, она обращалась постоянно: «Да будет день благим, аминь!» — и жизнь продолжалась, согласно пословице «На Бога надейся, а сам не плошай».
Порой Мадина признавалась дневнику, что у нее нет сил, болят руки, отказывают ноги, ломит поясницу. Но кто еще, кроме безмолвного бумажного собеседника, знал об этом? Жаловалась ли она кому-то еще? Нет, просто дела в этот день делались по мере их важности. Хлеб, суп, пол – все это через силу, но будет сделано. Остальное подождет, пока хозяйке не станет лучше.
Соседи, знакомые, родственники иногда приходили помочь ей по хозяйству. Это – знак глубокого уважения и почтения к старшим, которое мусульмане впитывают с молоком матери. Но если никто не пришел – что ж, старики управлялись одни. «Надеяться не на кого. Дай нам Аллах спокойной старости и здоровья», — записывала вечером Мадина. Завидная стойкость духа…
Наталья Корчагина
Фото из архива семьи Амировых