• Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Среда, 29 марта 2023 г.
  • Вход
  • Рег.
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Бессмертный полк
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт
    • По закону
    • Тонус
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
    • Архив с 2012 по 2018 г.
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Бессмертный полк
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт
    • По закону
    • Тонус
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
    • Архив с 2012 по 2018 г.
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

Александр Яковлев совершил сотни рейсов по смертельно опасным афганским дорогам

Миасский Рабочий Миасский Рабочий
15.02.2022
в рубрике Главное, Живая история
Александр Яковлев совершил сотни рейсов по смертельно опасным афганским дорогам
Реклама

Воин-интернационалист вспоминает годы службы в Афганистане.

Начиная читать о войне, мы заранее ждем фактов удивительного героизма и беспримерных подвигов. И как-то даже и не вспоминаем о тех, кто не ходил в атаки, не брал пленных, не участвовал в ликвидации бандитских формирований, а варил еду, стирал гимнастерки, лечил воинов-интернационалистов, доставлял грузы.

По стопам братьев

Об одном из таких людей мы сегодня расскажем. Это Александр Яковлев – водитель, совершивший за два года и два месяца сотни рейсов по смертельно опасным афганским дорогам.

Уроженец Оренбургской области, Александр был младшим ребенком в многодетной крестьянской семье. Мать, передовая доярка, и отец, прошедший Великую Отечественную войну, воспитали сыновей трудолюбивыми, выносливыми, волевыми. Ребята помогали родителям по хозяйству, занимались спортом, в меру проказничали (как без этого?), а настало время – пошли в армию. Один служил в Чехословакии, второй – в Германии, третий – на Дальнем Востоке. Младшему же досталась самая тяжелая доля.

Получив профессию сварщика, он по направлению военкомата выучился на водителя-электромеханика и весной 1984 года отбыл среди прочих призывников в Туркмению. Три месяца карантина в воинской части (город Иолотань) пролетели как один миг. И вот уже 25 вчерашних новобранцев узнают, что их направляют в Афганистан для выполнения интернационального долга.

Александр Яковлев совершил сотни рейсов по смертельно опасным афганским дорогам

Всегда начеку

Первое впечатление Александра от Кабула – самолет приземляется не плавно, а круто вниз, чтобы его не успели обстрелять.

Яковлев попал в батальон, который обеспечивал тропосферной связью всю 40-ю армию. Управление батальона находилось в Кабуле, а станции связи – в нескольких точках на территории Афганистана.

– Мы жили в Кабуле, рядом с дворцом Бабрака Кармаля, — начал Александр. – Ходили в караул – охраняли парк. Из кишлака, расположенного на ближайшей горе, территорию периодически обстреливали. Хотя, на самом-то деле, в Афганистане всегда приходилось быть начеку, потому что даже в гарнизоне, несмотря на охрану, можешь нарваться на растяжку. А за территорией и подавно. Однажды, стоя на посту, я видел, как ракета «земля-воздух» попала в нашу «вертушку», взрывом ей оторвало винт, под который попали пытавшиеся спастись летчики… В те годы было много боевых операций. Выезжали и мы. Интересно, что весной, когда начиналась посевная пора, по какой-то негласной договоренности никто никого не трогал: афганцы пашут – мы не стреляем, они тоже. А потом – опять война… Вскоре я пересел на машину.

Александр Яковлев совершил сотни рейсов по смертельно опасным афганским дорогам

Смертельно опасно!

— Афганистан — страна горная, — продолжил рассказ Александр. – Все необходимое доставлялось здесь автотранспортом. В одиночку на дальние расстояния машины не ходили – только автоколонной с боевым охранением. Впереди шел один бронетранспортер, в замыкании — два. Остальные распределялись по колонне равномерно. Но передвижение по Афгану было смертельно опасным даже с охраной. Опасность представляли, в первую очередь, сами дороги – узкие, с большим количеством серпантинов, крутыми поворотами, спусками, подъемами. На некоторых из них случались обвалы, оползни, камнепады, зимой – снежные лавины и завалы. Серьезным препятствием для нас были горные речки, а на перевалах – разреженный воздух, резкие перепады температур, ледяной ветер, густые туманы.

Однако самым страшным для автоколонн оставались вражеские засады. Хорошо знакомые с местностью, душманы выбирали для внезапного нападения узкие ущелья, где машинам и людям негде было спрятаться: они минировали дороги, устанавливали фугасы в местах, которые заставляли колонну остановиться и тем самым давали возможность беспрепятственно расстреливать солдат и технику. Особое внимание требовалось при прохождении колонны через заброшенные кишлаки, где, как правило, прятались мятежники. Первое мое столкновение с душманами как раз и произошло в таком кишлаке. Вроде, нежилой, но нас внезапно начали обстреливать. Вызвали «вертушки» на помощь…

Александр Яковлев совершил сотни рейсов по смертельно опасным афганским дорогам

Задача – доставить груз

Военный водитель, по сути, делает ту же работу, что и на гражданке, но он еще и стреляет. Выход колонны, перевозка груза – это боевая операция. Кабина автомобиля и цистерна не бронированы, а значит, водитель ежеминутно рискует своей жизнью. После выхода на маршрут автомат всегда лежит рядом на сидении, а бронежилеты сразу навешиваются на боковые стекла, чтобы избежать прицельного огня.

— Это была невероятно тяжелая и опасная работа, — признается Яковлев. – Мы, вроде, не воевали, но перевозили грузы, находясь под постоянным прицелом. Машины просматривались на дорогах, как на ладони. Колонну могли обстрелять, забросать снарядами, взорвать. А у нас была только одна задача — любыми путями доставить груз по назначению. Было страшно наехать на мину-«итальянку» (она взрывалась не под первой, а под второй, третьей… десятой машиной). Казалось, уже невмочь сидеть в раскаленной кабине. И молишь Бога, чтобы двигатель не перегрелся раньше срока. Сердце замирало, когда на перевале приходилось вести машину в нескольких сантиметрах от пропасти. И нельзя было ни на минуту расслабиться, потому что с первым же выстрелом душманов полагалось выскочить из кабины, перекатиться под машину и затаиться под колесами. Опасность ждала даже в местах, которые казались безопасными. Так, на одной из станций тропосферной связи (всего их было 16) обстрел начался неожиданно. Автоматной очередью душманы пробили цистерну с соляркой, из всех пробоин начал хлестать бензин. Пришлось нам после того, как обстрел кончился, затыкать дырки, чтобы как-то сохранить горючее.

Александр Яковлев совершил сотни рейсов по смертельно опасным афганским дорогам

Яичница на капоте

— Если убрать из Афганистана все, что относится к войне, то это красивая и необычная страна, — добавляет Александр Яковлев. – Есть здесь голые скалы, покрытые снегом. Зато в Джелалабаде много зелени, пальмы растут, бананы. Дух захватывает, когда заезжаешь в ущелья, красивейшие – и страшнейшие в плане опасности. Есть жаркая пустыня, где летом на солнце температура поднимается до +70 градусов, машина раскаляется так, что можно прямо на капоте яичницу жарить. Но уж если машине потребуется ремонт, то без тряпки, намотанной на руку, в нее не суйся – обожжешь до пузырей. Экзотика, в общем. А чего стоит ветер-«афганец»! Сухой, обжигающий, с пылью и песком. Когда он дует, то пыль и песок буквально стоят в воздухе. Ничего кругом не видно, самолеты и вертолеты не летают.

Упомянул Александр еще одну деталь, замеченную им в Афганистане – правда, уже не связанную с красотой окружающей природы. Оказывается, там действовали боевые агитационно-пропагандистские отряды (БАПО). Занимались они доставкой в кишлаки продовольствия, муки, зерна, семян, медикаментов, одежды, предметов быта, детских игрушек, книг, агитационной литературы. Члены отряда выступали перед дехканами с концертами, вели политбеседы, помогали больным и роженицам, навещали афганские детские дома и школы, проводили разминирование и даже бурили колодцы. Служба в БАПО считалась очень опасной. Поездки проходили под прикрытием бронетехники, но броня не спасала ни от противопехотных мин, ни от умело замаскированных мин-растяжек, ни от камнепадов, способных сбросить любой транспорт в бездонное ущелье, ни от моджахедовских засад…

Русских уважали больше

— Поначалу было тяжело, — завершает беседу Яковлев. – Но человек привыкает ко всему. Привык и я. Страх был всегда, но страх разумный, который заставлял быть предельно внимательным и осторожным и не позволял поддаться панике. Всякое случалось. Из хорошего, например: мы каким-то чутьем по звуку приближающейся «вертушки» понимали, что летит почта, и радовались в предвкушении весточек из дома. Из плохого – шрам на руке… А в общем-то все было обыденно. Но вот что хочу сказать: афганцы, как бы там ни было, русских воинов-интернационалистов уважали больше, чем американских миротворцев. Почему, спрашиваете?.. Может, потому что они были более бесстрашными, не прятались за бетонными стенами, чаще участвовали в боевых операциях. Награды я носить не люблю – это у меня от отца, который тоже никогда своими орденами и медалями не хвастался. Но медалью «От благодарного афганского народа» дорожу – ведь это, считай, доброе слово от тех, кому мы когда-то смогли помочь.

Наталья Корчагина

Фото из семейного архива Яковлевых
и с сайта vysotarb.ru

Реклама
Хештеги: День памяти воинов-интернационалистов

Похожие темы

Миасцы почтили память погибших воинов-интернационалистов

18.02.2020

Анатолий Литовченко поздравил с Днем памяти воинов-интернационалистов

17.02.2020
Подписаться
Войти через
авторизуйтесь
Уведомить о
guest
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели
Реклама

Популярное

  • Как создавался и развивался Ильменский заповедник в Миассе?Как создавался и развивался Ильменский заповедник в Миассе?
  • Постановление №1876 от 24.04.2020Постановление №1876 от 24.04.2020
  • Миасцы признаются в любви: "Почта Святого Валентина"Миасцы признаются в любви: «Почта Святого…
  • Рейтинг самых ревнивых знаков зодиакаРейтинг самых ревнивых знаков зодиака
  • Спорт вне политики? Международные спортивные организации прекращают деловые отношения с РоссиейСпорт вне политики? Международные спортивные…

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор сайта: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2022. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2022

No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Бессмертный полк
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт
    • По закону
    • Тонус
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
    • Архив с 2012 по 2018 г.
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2022. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2022

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Регистрирация

Создать новый аккаунт

Заполните формы, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
wpDiscuz
0
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
| Ответить