Миасс не попал в региональную программу капремонта на 2022-2024 годы. У городского фонда отрицательный баланс — долг в 110 миллионов рублей за уже выполненные работы. 120 миллионов — накопленные с 1 марта 2015 года долги жителей по взносам за капремонт.
Наш корреспондент встретилась с Виктором Тихоненко, генеральным директором регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области. И узнала, есть ли надежда у Миасса все-таки попасть в программу по капремонту.
Итоги капремонта Миасского городского округа в 2021 году (по данным регионального оператора):
- Выполнено 22 вида работ и услуг на сумму 46,37 млн рублей
- В том числе замена лифтового оборудования: 4 лифта на сумму 6,8 млн рублей
- Собираемость взносов с января по декабрь 2021 года: 90,65%
Город в минусе
— Виктор Петрович, по какой причине Миасский городской округ не вошел в очередной региональный краткосрочный план по капремонту на 2022-2024 годы?
— Причина в том, что на сегодняшний день у Миасса отрицательный баланс фонда капитального ремонта. Ранее накопленные средства муниципального фонда капремонта были потрачены на выполнение различных видов работ. С другой стороны, большое количество домов в Миассе находятся на спецсчетах. То есть собственники приняли решение изменить способ формирования фонда их многоквартирного дома. Они ушли из «общего котла» на спецсчет и забрали все деньги своего дома, накопленные за семь лет регпрограммы по капремонту.
— А тех средств, которые по-прежнему собираются в «общий котел» капремонта Миасса, недостаточно, чтобы участвовать в программе на 2022-2024 годы?
— Недостаточно с учетом того, что мы выполняли предыдущий краткосрочный план капремонта на 2019-2021 годы. И при этом отток средств на спецсчета в это время был достаточно большим, гораздо больше прогнозного, на который мы рассчитывали.
— Какова собираемость взносов за капремонт в Миассе?
— Если брать 2021 год, собираемость была 90,65%. Даже чуть выше среднеобластного показателя собираемости. Но если смотреть за весь период действия региональной программы по капремонту с 2015 года, то, напротив, показатель был ниже областного – 83,26%.
Факт
С 2019 по 2021 годы регоператор капремонта выполнил обязательства на общую сумму около 10 млрд рублей. Обязательства на 2022-2024 годы предусматривают расход такой же суммы. Фонд регоператора, так называемый «общий котел» средств на капремонт всей Челябинской области, состоит из 43 фондов капремонта муниципальных образований. Теоретически сколько территория соберет, столько она и может потратить на капитальный ремонт своих домов. При этом южноуральцы должны фонду более 5 млрд рублей.
Долг платежом красен
— Получается, часть средств за капремонт в Миассе ушла на спецсчета, но часть жителей по-прежнему платят в «общий котел». Куда сегодня идут эти деньги, если город не вошел в очередную программу?
— Эти средства идут на погашение уже выполненных в прошлые годы работ, которые мы оплатили подрядчикам. На 1 января 2022 года фонд капремонта Миасского городского округа имел долг более 110 миллионов рублей. Когда мы выполняем какой-то вид работ, идет заимствование. То есть мы обязаны оплачивать те договоры, которые уже заключили. В том числе из средств регионального оператора капремонта. Но потом мы обязаны эти деньги вернуть. Именно это сейчас и происходит в Миассе – жители покрывают долги своего городского округа и тех недобросовестных горожан, которые взносы не платят.
Задолженность собственников по Миасскому городскому округу составляет около 120 миллионов рублей. С учетом долгов муниципального фонда за уже выполненные работы по капремонту получается, даже если все должники придут и оплатят долги по взносам, это просто сведет баланс города к нулю. Однако городской фонд капремонта это не наполнит. Только тогда, при нулевом балансе, начнет формироваться заново фонд Миасса, так называемый «общий котел» города, за счет которого можно будет планировать новые виды работ на будущее.
Год новый, тариф тоже
— Виктор Петрович, давайте взглянем на эту ситуацию с точки зрения собственника, который платит постоянно и добросовестно. Платит в никуда, потому что гасит долги неплательщиков. В какой-то момент человек скажет: а зачем я тогда вообще буду платить?
— Давайте проясним один момент. Сейчас Миасс не вошел в краткосрочный трехлетний план из-за отсутствия в «общем котле» собственных средств на капремонт. Но это не значит, что до 2024 года ситуация не изменится. Во-первых, не забывайте, что у нас в области увеличился взнос за капремонт с 1 января 2022 года – с 8,60 рублей до 10,10 рублей за квадратный метр. И это, безусловно, должно повлиять на формирование фонда капремонта в Миассе.
Факт
Тариф на капремонт в Челябинской области увеличился на 17%. С 8 рублей 60 копеек в 2021-м до 10 рублей 10 копеек с января 2022-го. В региональном правительстве такое повышение назвали оправданным. Весь прошлый год специалисты мониторили цены на рынке стройматериалов, объяснила Людмила Алпатова, и.о. первого замминистра строительства и инфраструктуры Челябинской области.
Увеличение тарифа обусловлено подорожанием стройматериалов — битума, стали, металлоконструкций, древесины. В совокупности стройматериалы подорожали на 18%: битум — на 67, металлоконструкции на 28 и т.п. Кроме того, ни одна подрядная организация не будет выполнять работы себе в убыток. Многие подрядчики нам задают вопрос: как им реализовывать капитальный ремонт, ведь контракты уже заключены, а в стоимостное выражение материала они уже не попадают. В ответ правительство РФ разработало постановление, которое дает право фонду регоператора увеличивать стоимость работ по материалам на 25%, если это обосновано. Ведь если затраты увеличиваются, то надо где-то брать средства. Вот и пересчитали финансовую модель, поэтому взнос и вырос сразу на 17%. Как минимум, новый тариф поможет стабилизировать ситуацию.
Нет денег – нет ремонта
— Добавлю, что мы регулярно уведомляем администрацию Миасского городского округа о ситуации с формированием фонда капремонта, — отмечает Виктор Тихоненко. – И знаем, что даже собственный краткосрочный план миасских властей на 2022-2024 годы просто нулевой, отсутствует. Потому что средств в «общем котле» нет. Поэтому я считаю, здесь нужно активно работать по взысканию задолженности с собственников. Причем работать в этом направлении должен не только регоператор, но и местные власти.
Кроме того, в конце прошлого года у нас состоялось большое совещание у губернатора Алексея Текслера. И там были приняты определенные решения, которые, в принципе, должны помочь в такой ситуации. Не только Миассу, но и другим муниципалитетам Челябинской области. На 1 января шесть территорий Южного Урала, у которых отрицательный фонд капремонта. Кроме Миасса, это Аша, Златоуст, Катав-Ивановск, Усть-Катав и Чебаркуль.
— Виктор Петрович, те дома, которые перешли на спецсчета и забрали деньги за семь лет регпрограммы, продолжают ремонтные работы?
— В 100% случаев там, где открыты спецсчета, владельцами являются управляющие компании или ТСЖ, а не регоператор. Поэтому мы не контролируем их деятельность. Этим занимаются госжилинспекция и сами местные органы самоуправления. При этом при изменении способа формирования фонда, то есть при переходе на спецсчет, собственники многоквартирного дома забирают 100% всех средств, которые были ими накоплены с 1 марта 2015 года. И еще один момент. Если решение о переходе на спецсчет примут собственники многоквартирного дома, который уже стоит в краткосрочном плане на этот период, то, несмотря на отрицательный баланс Миасского городского фонда капремонта, регоператор будет обязан этому дому полностью все средства за семь лет программы выделить. За счет механизма заимствования.
— У кого, в таком случае, вы будете необходимые для этого деньги заимствовать? Миасс у Челябинска, например?
— Да. Механизм заимствования прописан в законе Челябинской области. И, условно говоря, мы можем позаимствовать эти средства в фонде Челябинского городского округа. Но. Потом нам придется эти деньги Челябинску вернуть. Из средств все того же Миасса.
— А кто контролирует, чтобы средства со спецсчета многоквартирного дома расходовались именно на капитальный ремонт?
— Госжилинспекция. Управляющая компания или ТСЖ отчитывается, на какие именно виды работ были потрачены средства со спецсчета. И вот здесь проблема – актуальная, в частности, для Миасса. В плане на 2019-2021 годы были дома, где в соответствии с региональной программой этого периода была предусмотрена замена лифтового оборудования. Но, предположим, эти дома средства спецсчета потратили, например, на замену коммуникаций (в подвале, поквартирных стояков или радиаторов) или отремонтировали крышу, фасад, а лифт не заменили. По завершении трехлетнего периода, в данном случае, после 2021 года, дом должен отчитаться перед надзорными органами. А лифт там по-прежнему старый. В таком случае по предписанию ГЖИ и решению миасских властей такой дом вновь будет переведен со спецсчета в «общий котел» Миасского городского округа. И вновь регоператору придется изыскивать средства для замены там лифтового оборудования. Вот это, я считаю, еще более недобрососедское отношение одних собственников к другим.
Свет в конце тоннеля
— Виктор Петрович, то есть Миасс уже окончательно не попал в краткосрочный план капремонта до 2024 года? Или ситуация еще может измениться?
— Может. Краткосрочный план подлежит актуализации. Регоператор в любом случае продолжит работу по взысканию задолженности по взносам. И в 2022 году еще более активно. Этот вопрос также обсуждался на совещании у губернатора области. Как раз по ведению претензионно-исковой деятельности и взысканию уже образовавшейся задолженности. То есть мы планируем «общий котел» Миасса пополнить за счет взыскания. Это первое. Второе то, что повышение размера взноса, в любом случае, приведет к перерасчету самого фонда капремонта. И, наконец, никто не исключает поддержку той же самой администрации Миасса. 191 статья Жилищного кодекса позволяет органам местного самоуправления софинансировать работы по капремонту.
И еще. На совещании у губернатора был принят ряд кардинальных, очень важных для нас решений. Речь о возможном изменении закона Челябинской области, которое позволит использовать средства одного муниципалитета на капремонт в другом муниципалитете. Эту возможность я тоже не исключаю. Но в данном случае речь не идет о быстром решении. За месяц изменения в региональные нормативно-правовые акты не вносятся. Все будет в большей мере зависеть от ситуации с формированием фонда регоператора. И, в том числе, от жителей Миасса, которых я призываю к платежной дисциплине. И в случае, когда фонд капремонта Миасса будет иметь уже положительный баланс, сама администрация города сможет определить те дома, где работы будут осуществлены в первую очередь. Так как у нас остатки невыполненных работ по Миассу на сумму почти 450 миллионов рублей. Это работы, которые были предусмотрены на период с 2019 по 2021 годы. И явно среди тех адресов есть дома, которые еще могут немного подождать. А есть те, где капремонт жизненно важен уже сегодня. Это решение местные власти могут принять совместно с активными собственниками.
Тарифы на капремонт в 2022 году в регионах УрФО:
- Челябинская область – 10,10 руб за кв м
- Свердловская область – 10,51 руб за кв м
- Курганская область – 9,45 руб за кв м
- ЯНАО – 11 руб за кв м
- ХМАО – 15,15 руб за кв м
Олеся Тимонина
Фото Елены Крыловой