Станут ли медицинские обследования более объективными, или телемедицина — слишком смелое решение?
В феврале Госдума рассмотрит законопроект о дистанционном медосмотре водителей. Как сообщает «Известия», в комитете по транспорту уже начали получать положительные отзывы регионов. Авторы новых норм считают, что принятие законопроекта позволит сократить распространение инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19, среди работающего населения. Эксперты с авторами законопроекта согласны и считают, что это приведет к более объективным медицинским обследованиям.
Предполагается, что врачам будет разрешено проводить медосмотры водителей дистанционным способом, в связи с чем у Минздрава России появятся новые полномочия — в том числе по утверждению порядков проведения осмотров и использованию специальных медицинских изделий для проведения подобных мероприятий.
— Сегодня катастрофически не хватает врачей и медработников, которые бы проводили такие осмотры. По предварительным подсчетам, требуется около 300 тысяч человек, которые могли бы проверять водителей, выезжающих на дороги общего пользования. Поэтому нам необходима телемедицина, о которой мы уже говорим более пяти лет. Безусловно, наш комитет этот законопроект поддержит, так как он очень нужен стране, — отметил глава комитета и автор законопроекта Евгений Москвичев.
В числе авторов — первый зампред спикера Госдумы Александр Жуков и высокопоставленные депутаты от «Единой России», ЛДПР и «Справедливой России». Они считают, что новые нормы повысят уровень безопасности на дорогах, при этом затраты и время для прохождения работниками общественного и рейсового транспорта обязательных медосмотров снизятся.
— Неоднократно эти вопросы поднимались на различных экспертных площадках и форумах по охране труда. Телемедицинские технологии — это удобно, эффективно и современно. Если правильно их использовать, можно бороться с пьянством за рулем, — рассказал еще один автор законопроекта, глава комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов.
По словам Ярослава Нилова, он лично знаком с этим оборудованием, проходил на нем тесты и видел, как приборы измеряют давление, исследуют дыхание на наличие паров алкоголя, а также температуру. После чего машина дает заключение на возможность управления транспортным средством. При этом парламентарий убежден, что водители должны проходить и полноценный медосмотр.
Как отметил другой автор законопроекта, депутат от «Справедливой России» Игорь Ананских, уже сегодня многие транспортные организации используют дистанционный медосмотр как более объективное исследование, которое не зависит от настроения или профессионализма медработника. Также депутат подчеркнул, что на многих предприятиях сегодня нет возможности держать врача для этих целей.
«В условиях сложной эпидемиологической ситуации внедрение дистанционных технологий является актуальным вопросом и позволит сократить распространение различных инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19, среди работающего населения», — говорится в пояснительной записке к документу.
В КПРФ заявили, что законопроект не поддержат.
— Ну, вот как можно дистанционно дыхнуть в трубочку? Я такому обследованию не доверяю. И, вообще, как можно делать медицинское заключение, не видя человека? Не приведет ли это к еще большему количеству аварий и жертв? Мне кажется, что это слишком смелое решение, поэтому мы вряд ли этот законопроект поддержим, — сказал член фракции Сергей Обухов.
Эксперты же считают, что телемедицине доверять стоит. Как отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, нынешние стандарты обследования водителей достались в наследство от СССР, где в государственных автоколоннах и таксопарках работали штатные врачи и другие специалисты:
«Сейчас этого уже нет и в современной экономике невозможно из-за больших издержек, поэтому телемедицина — вполне разумный и доступный путь к тому, как выпустить на работу адекватного водителя».
Он отметил, что все необходимые анализы вполне можно собрать на специальном оборудовании, где возможно даже дистанционное общение с врачом по видеосвязи.
Президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов также уверен, что организация такой системы позволила бы проводить исследования водителей более качественно и без лишних издержек. По его словам, сейчас многие таксисты не проходят никаких осмотров, и если бы появилась единая система телемедицинских обследований, то записать в нее «липовый» допуск стало бы гораздо сложнее.