Воспоминания о народном учителе Иване Ильине.
55 лет назад ушел из жизни уникальный миасский педагог-новатор Иван Ильин.
Ох, как же любят газетчики читательские отклики!.. Хлебом нас не корми, а письма или звонка от читателя, желающего обсудить поднятую на страницах газеты
тему, ждем как манны небесной.
Неожиданное «эхо»
Самый территориально дальний отклик мы, если помните, получили из Испании. А не так давно прилетела к нам – как эхо на статью о двоюродном брате знаменитого ученого-ядерщика Юрии Курчатове, долгое время жившем в Миассе — весточка от екатеринбургского музыканта и звукорежиссера Александра Кулаева.
«Жена Юрия Курчатова, Вера Ивановна, – родная сестра моей бабушки Нины Ивановны Кулаевой, — писал Александр. — Бабушка Нина и дедушка Александр Федорович Кулаевы проживали в Миассе в Хлебозаводском переулке, дом 1. Много лет отдали педагогической работе, были директорами школы № 1. Юрия Ивановича Курчатова помню, но смутно — я был слишком мал, когда они с Верой Ивановной приезжали к нам в гости. Если не ошибаюсь, у него был рак легких, кашель его мучил в последние годы жизни…».
Письмо было не очень длинным, но интересным и… неожиданным, потому что сестры Вера Курчатова и Нина Кулаева оказались дочерьми известного миасского учителя-новатора Ивана Ивановича Ильина, 55 лет назад покинувшего этот мир.
Вот о нем-то в День учителя — с помощью правнука, конечно, — мы и хотим вам рассказать.
«Как мы пережили…»
Иван Иванович Ильин родился 9 октября 1880 года в Нижне-Сергинском районе Свердловской области. В восемь лет пошел в начальную школу. В этом же году умер его отец, через год – мать.
Мальчик остался с 18-летним братом. «Как мы пережили это время —трудно сказать», — напишет взрослый уже Иван Иванович Ильин в автобиографии.
Братья перебрались в Теплогорский завод к замужней сестре, и стало немного легче. Старший работал на заводе, шил одежду на заказ, младший со сверстниками собирал чугун, чинил дороги, получая 20 копеек в день. Справившись с крайней нуждой, братья вернулись в родные места.
«С пением и чтением»
В 11 лет Иван окончил начальную школу, а когда ему исполнилось 15, старший брат отдал подростка в только что открывшуюся «второклассную, учительскую, с сельскохозяйственными курсами, школу на Миссионерском хуторе».
Школа размещалась в двухэтажном здании в 20 км от города, имела свое хозяйство, обрабатывала 50 десятин земли. Приезжая с каникул, ученики жали, косили, молотили, сушили зерно.
«Режим был строгий, — вспоминал Ильин. — Утро и вечер сопровождались продолжительной молитвой с пением и чтением».
Здесь же, на хуторе, была образцовая начальная школа, где будущие учителя давали свои первые уроки.
Учесть, чтобы не ошибаться
В 1898 году Иван Ильин, окончив учебу, уехал преподавать в деревню Накаряково. Будучи активным, любознательным, уважительным, не чуравшимся никакой работы (плотничал, слесарил, ухаживал за землей), молодой учитель прекрасно ладил с учениками и их родителями, простыми крестьянами.
Гораздо труднее ему было ужиться с инспекторами и директорами, любившими чинопочитание и лизоблюдство. Именно поэтому Ильину приходилось часто менять место работы, переезжать вместе с семьей, в которой один за другим народились шестеро детей: Александр, Павел, Виктор, Вера, Нина и Михаил.
В 1901 году Иван Ильин выдержал экзамен в Екатеринбургской мужской гимназии и получил звание учителя народных училищ.
Каким же учителем был Ильин?.. Учителем-новатором! Уже в Леузах он начинает систематический учет ученических ошибок. Учет велся двумя способами. Первый — выписывание ошибок, чтобы затем вернуться к материалу, который ребенок не усвоил. Второй вид учета — статистический: вычерчивание картограммы — графика ошибок каждого ученика по дням, месяцам и так на весь учебный год. Эта работа требовала большого трудолюбия и усидчивости, но приносила свои плоды.
«Вечные часы»
В 1925 году Ильин переехал в Миасс. Работал в ФЗУ, профтехшколе, трудовой коммуне, совпартшколе. Преподавал русский язык и литературу, историю, химию, вел столярное дело и технику безопасности. Читал лекции на темы: «Воздух как путь сообщения», «Происхождение животного мира и человека», «О трех силах природы», «Образование Земли и ее охлаждение».
Иван Иванович стремился развивать в учениках творческие способности. Сам писал стихи, рассказы, песни, поэмы, собирал частушки (всего в его коллекции около 2000 образцов устного народного творчества). Дети любили учителя, потому что он не только хорошо знал и доходчиво объяснял учебный материал, но и многое умел делать своими руками.
Своими руками Иван Иванович создал уникальные «вечные часы», которые показывали не только время, но и число, день недели, месяц и год.
Известно, что Ильин был незаурядным изобретателем. В частности, он разработал новую конструкцию парты: сделав верхнюю крышку подвижной (она могла быть горизонтальной или наклонной), он посадил учеников не рядом, а друг за другом, обеспечив каждому индивидуальное место. Опытная партия парт нового образца была поставлена в ФЗУ Миасского напилочного завода и Челябинского тракторного завода, где честно прослужила 16 лет.
Продолжили династию
Учительскую эстафету продолжили трое из шести детей Ивана Ивановича Ильина.
Павел Иванович Ильин, по воспоминаниям родственников, был директором школы в Тыелге.
Его дочь Нина Ивановна Кулаева, как поведал ее внук Александр, работала в миасской школе № 1 (учитель, потом директор), ФЗУ № 1, а позже преподавала педагогику в педучилище, где стала одним из инициаторов создания музея боевой славы.
Сын Михаил Иванович Ильин защитил кандидатскую диссертацию, был авто-ром более 180 научных работ, имел 110 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Работал научным руководителем лаборатории перспективных разработок Санкт-Петербургского института машиностроения, был профессором кафедры «Станки и инструменты».
Год был голодный, неурожайный. Старший брат подвозил на завод флюсы, зарабатывал три рубля 50 копеек. Этих денег едва хватало на хлеб и на овес для лошади.
Будучи библиофилом, Иван Иванович собрал частную библиотеку — одну из лучших в городе.
Наталья Корчагина, фото предоставлены Александром Кулаевым