В День учителя рассказываем о почетном работнике общего образования Надежде Ковригиной.
Педагог знает, как сдать ЕГЭ на 100 баллов, почему к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и какими качествами должен обладать хороший учитель.
Работа в радость
Надежда Васильевна Ковригина работает учителем русского языка и литературы в школе № 1 вот уже 33 года. За плечами педагога огромный опыт преподавания, и регалий, подтверждающих это, немало. Расскажем о самых основных.
В 2006 и 2016 годах Надежда Васильевна получила Грант Президента РФ в рамках участия в конкурсе лучших учителей России. Конкурсный отбор проводился сначала в Миассе, затем в Челябинске, окончательное решение принималось уже на федеральном уровне. В 2006 году высокий профессиональный уровень педагога был отмечен нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
Надежда Васильевна посвящает всю себя не только детям и школе, но и городскому методическому объединению учителей русского языка и литературы, где является руководителем уже почти 20 лет. Педагог говорит, что какой бы сложной ни была работа, она ей в радость:
«Работы, конечно, много: это и методическое обеспечение предметов, и проведение олимпиад школьного, муниципального и всероссийского этапов, проверка итогового сочинения в 11 классе, экспертная работа по оцениванию творческих, исследовательских работ учеников, методических разработок коллег. Ведь именно учителя русского языка являются наиболее загруженными в этом плане. Это, безусловно, большая дополнительная нагрузка, но когда система отлажена, то работать проще. Очень благодарна коллегам, учителям русского языка и литературы Миасса за поддержку. Для меня это настоящая опора».
Без труда…
На этом заслуги почетного работника общего образования не заканчиваются. Надежда Васильевна подготовила двух стобалльников по русскому языку, а средний показатель ЕГЭ в прошедшем учебном году составил 86 баллов.
Однако раскрыть секрет успешной сдачи ЕГЭ преподаватель не смогла. Оказалось, что универсального рецепта просто нет…
– Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, нужно готовиться к нему с пятого класса, а не за год до начала экзамена, – рассказывает учитель. – У ребенка с самого начала должно складываться понимание того, что ему необходимо высшее образование. Нужно понимать логику и суть каждого задания. ЕГЭ – это не натаскивание на тесты, а совместный ежедневный труд учителя и учеников. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» – такой девиз должен быть по жизни.
По словам Надежды Васильевны, получить 100 баллов – это не цель. Нужно заранее определяться с профессией и уметь расставлять для себя приоритеты. Учитель в какой-то степени ведет работу по профориентации.
– Но главное помнить, что ЕГЭ – это только определенный этап в жизни, а не вся жизнь. Если не получилось, то нужно брать себя в руки, восполнять пробелы в знаниях и сдавать экзамены в следующем году. Достаточно поставить перед собой цель и идти к ней пусть и небольшими шагами. И тогда будет результат.
Живое слово
Работать учителем – это не только передавать детям свои знания, это еще и вести воспитательную работу.
– Я считаю, что урок – это не просто положенные 40 минут, а кусочек жизни ученика и учителя, который мы проживаем вместе. А это значит, что нужно ребят не только научить разбираться в правилах орфографии и пунктуации, но и наполнить уроки нравственным содержанием, воспитывая в ребенке ответственность, трудолюбие, желание быть успешным человеком. Мы с ребятами вместе семь лет по жизни идем. И не только они у меня учатся, но и я многое от них узнаю. Каждый день открываешь для себя что-то новое, в чем-то можешь и помощи у них попросить. Особенно когда только начинала работать, постоянно откладывала что-то для себя в «методическую копилочку», и вот эта мудрость учительская следует за тобой потом из года в год.
По мнению преподавателя, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
– Мне помогает в работе с детьми чувство юмора, – улыбается педагог. – Но юмор должен быть добрым и корректным. Не обязательно ведь ребенку читать нотации, где-то можно намекнуть, и он это поймет. К каждому нужен индивидуальный подход. Дети не всегда могут рассказать о проблемах, поэтому важно почувствовать, где-то обратить внимание, где-то словом помочь, а где-то взглядом поддержать. Но никогда нельзя переходить на отношения панибратства, взаимное уважение и соблюдение определенной дистанции должны быть всегда.
Что касается самого процесса обучения, то все должно быть в меру:
«Конечно, важно пробудить интерес к предмету. Однако нельзя заменять урок презентациями и видео. Это должно быть лишь иллюстрацией к объяснению учителя. Период пандемии показал, что главное условие качественного образования в школе – это живое слово учителя. Если брать конкретно русский язык и литературу, то их нельзя изучать отдельно друг от друга. Понимание красоты языка, его благозвучия и богатства как раз идет через произведения русской классической литературы. Для меня это одно целое, и я учу ребят понимать эту взаимосвязь».
На своем месте
Задумавшись, как же она пришла к профессии учителя русского языка и литературы, Надежда Васильевна вспомнила, что, когда сама была ученицей, с удовольствием изучала не только гуманитарные науки, но и математику, химию, историю. Будущий педагог с отличием окончила школу № 28 в старом городе, потом поступила в Миасское педагогическое училище, которое также окончила с отличием. По словам преподавателя, именно там научили тому, как учить детей. Затем она поступила в Челябинский педагогический институт, который, конечно же, окончила с отличием.
– Я хотела быть учителем начальных классов, затем учителем математики, истории… А поступила на филологический факультет и не жалею об этом. Конечно, не все дается легко, это моральный и физический труд, но чувство, что я на своем месте, помогает в работе.
Даже у такого талантливого педагога поначалу были проблемы в проведении уроков, не сразу ладилось и с дисциплиной. И на заметку молодым преподавателям – это не повод ставить крест на профессии.
– Если что-то не получается, то берешь себя в руки, анализируешь, делаешь выводы, идешь дальше и набираешься опыта, – дает совет начинающим коллегам опытный учитель. – Главное — не показывать свою слабость, дети это особенно чувствуют. Не стоит быть слишком мягким или, напротив, очень жестким. Важен баланс.
На вопрос, как стать хорошим педагогом, Надежда Васильевна быстро находится с ответом: трудиться, трудиться и еще раз трудиться.
– Быть педагогом – это ежедневный труд и как учителя, и как воспитателя. Это знание своего предмета, умение ответить на вопросы, чему учить и как учить. Преподавателю необходимы чувство юмора, оптимизм и мудрость «талантливо-дерзкая», как писал Рождественский. Нужно всегда помнить, что ты в первую очередь учитель, иметь чувство уважения к себе и ученикам. А самое главное – чувствовать, что это окружение, этот шум и эти тетради твои, тогда все получится, ведь педагог – это призвание.
Фото: Елена Крылова