Сегодня, 8 сентября, ровно 80 лет с начала блокады Ленинграда.
Накануне этого памятного дня в редакции «МР» раздался звонок. На другом конце провода была наша давняя читательница, автор нескольких материалов, известный в городе педагог Лилия Приказчикова. Ветеран педагогического труда рассказала, что написала статью о своем отце, воине-блокаднике Викторе Поносове, которому завтра, 9 сентября, исполнилось бы 100 лет.
Конечно, мы не могли оставить просьбу о публикации в стороне… Ведь участники ВОВ всегда с нами и всегда будут живым примером, призывом к действию и благородной борьбе за жизнь человека. Пока жива память о них и их подвигах, живы и они…
Есть в истории нашей страны такие события, которые навсегда останутся в народной памяти. Это, конечно, Великая Отечественная война 1941-1945 годов против фашистской Германии. Уже восемь десятилетий прошло со времени вероломного нападения гитлеровских войск на Советский Союз. А 8 сентября 2021 года ровно 80 лет с начала блокады Ленинграда. Не удалось жестокому врагу сломить дух защитников города ни массированными обстрелами, ни голодом, ни холодом за 872 дня противостояния!
Поэт Юрий Воронов пережил это страшное время осады Ленинграда немцами. Я вновь и вновь перечитываю строчки из его стихотворения в сборнике «Блокада»:
Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо рано бередить».
Но как же убедительно утверждение в конце:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память – наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна…
И для меня – дочери воина-блокадника Поносова Виктора Ивановича, чем дальше от нас годы Великой Отечественной войны, тем явственнее, зримее её события и, в частности, блокада Ленинграда. Почему? Да, вероятно, потому, что с возрастом аккумулируются все знания о тех кровопролитных днях и ночах, вследствие чего активизируется моя генетическая память.
На генном уровне воспоминаниями живу,
Их собирает в паззл неведомая сила:
Такое ощущение, как будто наяву
Со мною лично Это всё происходило…
Мой отец после окончания Миасского горного техникума был в сентябре 1940 года призван в ряды Красной Армии. Служба проходила и по гражданской, и по военной специальности курсанта-разведчика учебной батареи в 73 артиллерийском полку Прибалтийского военного круга на литовско-германской границе. Война ворвалась на рассвете 22 июня 1941 года…
Я помню всё: рассветный летний час,
Внезапное фашистов нападенье,
Зловещий танков скрежет и окрас –
То захлебнувшееся кровью воскресенье…
С отцом отважно приняла я бой,
Из пушки по врагу тоже стреляла!
Полк принял бой. Немцы не ожидали такого сопротивления, и первая атака была отбита! 12 вражеских танков пылали, как костры. Но через некоторое время налетела авиация фашистов и стала бомбить. Вечером 23 июня полк вынужден был начать отступления, так как силы оказались неравными.
Серьёзное поражение артиллеристы понесли 28 июня под Ригой. Как вспоминал друг-земляк отца, батарейный радист Александр Шумский, Виктор сумел тогда подбить гранатами головной немецкий танк и открыл счёт уничтоженным фашистам, хотя был контужен. А под Тарту, 27 июля, отец возглавил атаку и вывел из окружения 366 человек из части 11-го стрелкового корпуса. В том бою лично ликвидировал 2 пулемётные точки противника. 26 июля 1941 года он получил первое ранение, к счастью, лёгкое…
Под Петергоф пришли лишь 138 человек, оставшихся в живых. Их командир-майор Гнидин добился нового формирования полка. В ночь на 13 сентября они выступили из Стрельны в Ленинград.
На второй день после начала блокады – 9 сентября миасцу Виктору Поносову исполнилось 20 лет. Нынче моему отцу было бы 100 лет!..
Фашисты рвались к городу. Назначенный командиром взвода разведки, он выбрал под наблюдательный пункт комнату южной вышки Дома Советов. Перед бойцами стояла задача разведывать и определять координаты огневых точек врага. Атаки немцев следовали одна за другой, но пехота и артиллерия – наземная, зенитная и морская, отбивали их.
Город, от мала до велика, героически сопротивлялся, не сдавался, хотя уже в ноябре 1941 года бойцы и командиры воинских частей получали по 150, а жители – по 125 граммов хлеба в день…
Затем все девятьсот дней и ночей
Была с отцом своим я в Ленинграде.
Как трудно в холоде, при пламени свечей,
Жестоко голодая, жить в блокаде!..
Следующий наблюдательный пункт был у Виктора в Пулковской обсерватории. По заявке пехоты и приказа подполковника Гнидина отец подавил огонь немецкой 105-миллиметровой шестиорудийной батареи в районе деревни Хамаляйне. 25 декабря 1945 года разведчика второй раз контузило, когда искал убитого бойца в противотанковом рву.
Я ранена была вместе с отцом,
Контужена не раз, чуть не убита.
Но спасены друзьями и Творцом,
А нечисть вся фашистская разбита!
Ещё один факт боевой биографии отца. На рассвете 4 мая 1942 года на западе, на переднем крае обороны, послышалась частая дробь пулемёта. Виктор бросился к перископу дальнего наблюдения. Закончив осмотр сектора, мысленно перенёсся на Урал, в родной Миасс, где его ждали родители и 8 братьев и сестёр… Но вдруг мелькнула вспышка орудийного выстрела и поднялся столб чёрного дыма над лесом, в направлении деревни Венерязи. Разведчик кинулся к стереотрубе: орудие большого калибра вело обстрел города. Командир полка Гнидин окрестил орудие «Бертой» – по имени подобного немецкого времён Первой мировой войны.
У поэта Михаила Дудина я прочитала такие строчки:
Весь Ленинград, как на ладони,
С Горы Вороньей виден был.
И немец бил
С Горы Вороньей.
Из дальнобойной «берты» бил.
Доложив обстановку в штаб полка, Виктор сделал запись в журнале разведки целей: «Цель 335, координаты… Разведал В. Поносов».
27 мая «Берта» вновь обнаружила себя. Все 11 батарей полка готовились по ней стрелять. Взяв перископ сорокакратного увеличения, отец поднялся на крышу: 420 снарядов выпустили по «Берте». Проследив, сколько взрывов произошло в районе цели 335, разведчик доложил полковнику Герману результаты: «Берта» уничтожена!» Так Виктор стал одним из «виновников» гибели немецкого орудия: лично засёк цель, определил координаты и наблюдал бесславный конец.
В феврале 1944 года отца приняли в ряды КПСС. Как отмечал в своей статье «Добрый след» («МР» от 18.09.1981г.) друг-однополчанин, преподаватель педколледжа А. Шумский, командир полка Гнидин на том партийном собрании сказал о Викторе Поносове: «Разведчик номер один». А в марте 1944 года, уже под Нарвой, отца тяжело ранило в ноги и правую руку, уже в третий раз. Именно здесь пропал без вести его брат Владимир после долгого и жестокого боя.
Указом от 22 декабря 1942 года Виктора наградили медалью «За оборону Ленинграда», которую вручили в августе 1943 года. Были потом и другие награды, но эта, первая, оставалась самой дорогой!
Блокаду Ленинграда сняли 27 января 1944 года.
Как ликовали в день январский тот,
Такое не забудется, едва ли!..
Сорок четвёртый, переломный год,
Когда блокаду наконец-то сняли!
И на моей груди красуется медаль –
Ведь это общая теперь награда!
Как не доживших до Победы жаль,
Какая боль и горечь, и досада…
В послевоенные годы, отмечая этот день, отец всегда пел «Волховскую застольную»:
Вспомним всех тех, кто командовал ротами,
Кто умирал на снегу,
Кто в Ленинград пробирался болотами,
Горло ломая врагу.
Во время блокады Виктор успел окончить ещё и артиллерийско-техническую школу, став старшим техником-лейтенантом. В отставку он вышел лишь к декабрю 1945 года после службы в Уральском военном округе в должности начальника артснабжения дивизии: ухудшилось здоровье.
До конца дней своих отец работал на горных предприятиях Урала и некоторое время, после раннего инфаркта, в тресте «Уралавтострой».
Фронтовые друзья в День Победы обязательно встречались в Ленинграде, ездили друг к другу в гости. Часто выступали перед школьниками со своими воспоминаниями. 9 мая 1980 года – к 35-летию Победы Виктор Иванович написал такое стихотворение:
Редеют ряды ветеранов:
Друзей уж по пальцам сочтёшь…
Болят загрубелые раны…
Коль ты ветеран, то поймёшь.
Нам выпала доля лихая,
Когда в тот июньский рассвет,
Жизнь мирную разом взрывая,
Фашисты «взалкали» побед.
Пытаясь сдержать вражью силу,
Мы бились за каждую пядь –
Нашли себе фрицы могилу!..
Нам храбрости – не занимать!
Под танки бросались с гранатой,
А в воздухе шли на таран.
Порой рукопашной атакой
Свой бой завершал ветеран.
Высоких наград не искали
И изнывали от ран.
Но дух был прочнее стали:
Зарок победить нами дан!
И помнят фашисты поныне
Советских солдат-партизан…
И знамя Победы в Берлине
Наш водрузил Ветеран!
Покончив с войной все счёты,
Домой возвратились сыны
Для мирной работы-заботы
Во имя Великой Страны!
И если в пути повстречаешь
Мужчину с рубцами от ран,
С седой годовой и в морщинах,
То знай: пред тобой Ветеран!
Через страданья и муки
К Отчизне любовь пронёс Он.
И вы, наши дети и внуки,
Ему свой отдайте Поклон!
Наш земляк, выпускник Миасского педучилища поэт Михаил Львов, прошедший в составе Уральского добровольческого танкового корпуса до Берлина, тоже призывает нас:
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья!
Осколки вражеского снаряда навсегда остались в одном из лёгких отца, что привело к смерти в 62 года. В нашем городе Виктор Иванович был уважаемым человеком, образцом для подражания. Он обладал многими талантами: прекрасно рисовал, писал стихи, прозу и публицистику, хорошо пел. Имея феноменальную память, являлся «ходячей» энциклопедией: мог ответить на любой вопрос подробно и основательно.
Вся наша многочисленная родня гордится моим отцом, бережно хранит память о нём, о его героическом военном и мирном прошлом. Ведь только Память Сердца возвышает дух каждого человека, формирует нравственный стрежень, неизменное отрицание любой войны!
Приказчикова Лилия Викторовна, ветеран педагогического труда школы №3, победитель Всероссийского конкурса в номинации «Патриотическое воспитание обучающихся» за Сценарий литературной гостиной, посвященной 76-ой годовщине снятия блокады Ленинграда (2020 год, в соавторстве с Остроуховой Т.В.)., фото предоставлено автором.