• Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Воскресенье, 14 декабря 2025 г.
  • Вход
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

Свой школьный путь вспомнила педагог из Миасса

Миасский Рабочий
Среда, 01 сентября 2021 г.
в рубрике Главное, Живая история

Светлана Клыкова: «Классный руководитель — это навсегда…».

Уже сегодня школьные дворы наполнятся ребячьим смехом и болтовней. А учителя, соскучившиеся по этим непоседам, будут с улыбкой принимать букеты и, возможно, вспоминать свой путь в школу. Нет, не тот, что «за ручку с мамой», а тот, когда ты идешь сюда в первый раз, но уже — как учитель. Дадим слово Светлане Клыковой — в прошлом преподавателю иностранного языка, а ныне директору КЦСОН.

И не мечтала…

После восьмого класса мне вдруг захотелось стать следователем. Не поступив в юридический техникум, вернулась домой, окончила десять классов. И — по причине нелюбви к химии — выбрала пединститут, специальность «Учитель начальных классов».
В 1986 году ввели новый вид отбора абитуриентов в вузах — собеседование, где можно было получить до трех дополнительных баллов, если убедишь приемную комиссию, что «учитель — это мечта всей твоей жизни». И вот на собеседовании-то и выяснилось, что у меня дефект речи — легкая
картавость…
Впервые об этом услышав, я расстроилась, но декан факультета начальных классов, выразив восхищение моим красивым «парижским» произношением, предложил пойти на факультет иностранных языков.
И отправилась я покорять «картавый» французский язык!

Иду «на Вы»

Не поднимая головы, мы зубрили язык, читали книги в публичке (интернета тогда не было). Произведения французских авторов на языке оригинала — по 60 страниц в день нам задавали — принимали в лингафонных кабинетах. Затем добавился еще один язык!..
Но зато какая атмосфера нас окружала! «Царство высокой интеллигентности и воспитанности и глубочайшего знания предмета»: изящные дамы, бывавшие во Франции, элегантные преподаватели-мужчины, сплошная вежливость и предупредительность. Даже с самым нерадивым студентом исключительно на «Вы».
Преподаватель практической грамматики и разговорной речи Агнесса Васильевна Парадиз была весьма требовательна и имела тяжелый, пронизывающий насквозь взгляд, от которого у меня пропадал дар любой речи — и русской, и французской.
Подошел экзамен. Сижу в коридоре, трясусь, как осиновый лист. Выходит Агнесса Васильевна: «Клер (по-французски так звучит имя «Светлана»), вы можете не переживать и спокойно готовиться, взяв билет. На время вашего ответа я выйду из аудитории, чтобы не смущать своим присутствием, а лаборант кафедры вас выслушает и оценит ваш ответ».
…Эти люди навсегда остались в моей душе, а от воспоминаний о студенческих годах захватывает дух — как же мне повезло!

«Русская?.. Неправда!»

А преподаватель фонетики немецкого языка — имя, к сожалению, забылось! — в 1937 году по комсомольской путевке приехала из Ленинграда и всю жизнь прожила в Челябинске. Каким-то волшебным образом она ставила нам произношение (а в немецком языке оно очень сложное, несмотря на кажущуюся простоту: что-то на вдохе, что-то на выдохе, а что-то из души должно идти).
Много лет спустя консул Германии интересовался, откуда у меня такое превосходное произношение, а в самой Германии немцы принимали за шутку мои слова, что «я — русская учительница».
Это не моя заслуга, а заслуга моих преподавателей. Кто-то из древних мыслителей сказал: «Когда я вижу необученных мальчиков, мне хочется убить их учителя».

Моя дорога в школу

Влипли!..

Выпускные экзамены, распределение в незнакомый город Миасс — все позади. Школа меня встретила не очень дружелюбно — в сравнении с атмосферой родной аlma mater, где преподаватели нас пестовали, как самых уникальных созданий в мире.
В средней общеобразовательной школе иностранный язык —
не основной предмет. Тем более какая-то пигалица приехала и требует: и кабинет-то ей дай, и пособия, потому что им, видите ли, так в вузе сказали! А вот ты пойди, дорогая, и сама все укомплектуй!
Нас к такому не готовили. Кабинета нет, и никто особо не озадачился молодым специалистом. После хождений к директору-мужчине, которого только что назначили на должность, выдали мне ключи. Радостно открываю дверь и вижу: кабинет не готов, парты старые и грязные — ну и так далее… Отмыла кабинет, купила краску, покрасила парты.
Пришли дети на встречу перед первым сентября, и все умазались краской — влипли, что называется. Краска не высохла на полированных партах….
Сняла старые плотные шторы с окон, поставила парты буквой «Т», застелила шторами — так и отработала весь первый год. Ну, а вернувшиеся из отпуска коллеги — учителя иностранного — стали помогать, поддерживать словом и делом.

Первый раз в… пятый класс

Мне дали пять пятых классов и в одном из них (классе «Б») — классное руководство. Смотрю на линейке на первое сентября, а «мои» на голову выше всех ребят из параллели, думаю: «Ох и дылды! Страшновато! Взрослее всех выглядят!»
Сейчас, конечно, им уже по 40 лет! А встречаю их — и мне кажется, что они дети. И вот: «Вынь руки из карманов! Выбрось сигарету!» — «Ну-у-у, Светлана Ивановна!» — «Не нукай! Классный руководитель — это уже навсегда!» Вынимает руки, бросает сигарету… А у самого уже большие дети…
Но вернемся обратно. Вот и первый классный час. Мне нужно представить ребятам нового ученика. Волнуясь, говорю: «Вот мальчик из Москвы к бабушке приехал, будет временно учиться в нашем классе, зовут его Тагир». А мальчик: «Ты че, дура, что ли? Меня Тимур зовут!»
Мальчик оказался славным, и с бабушкой вместе они долго извинялись за инцидент. Не понял Тимур, что я — учительница. Думал — старшеклассница в класс случайно
забежала.

«Ну какая же вы взрослая?»

Купила я арбузы, пошли мы с ребятами на пикник, чтобы отметить начало занятий. Проехали на троллейбусе одну остановку и полезли на гору.
Дети критическим взглядом разглядывали «классную» и подвели неутешительный итог: «Блин, ну какая вы взрослая, если вам даже не уступают место в троллейбусе? Как вы с нами управитесь?»
Да вот как-то управлялась: переживала очень за каждого, готовилась к классным часам и беседам с родителями, все прописывала, по несколько раз исправляла. Наивная была. Верила, что могу помочь всем и изменить все.
Ребята оказались славные, родители — понимающие, слушали меня внимательно, хотя многие были «возрастными». Спасибо вам, дети и родители, свидетели и участники моих первых, робких учительских шагов!
Каждый день что-то происходило. Иногда это радовало, а порой — злило и расстраивало.

«А правда, чего это я?»

Перемена. Заходит раскрасневшаяся учитель английского языка: «Светлана Ивановна, я в ваш класс больше не пойду на урок!» Недоуменно смотрю на учителя. Рассказывает: «Весь урок Егор К. молчал, я его спрашиваю, а он молчит! Прозвенел звонок, все вышли, а он сидит и сидит. Спрашиваю: «Мальчик, ты чего сидишь?» А он мне: «Да не волнуйтесь вы так, мне просто приятно смотреть на красивую женщину!»
Другой учитель принимает эстафету: «Ваши, Светлана Ивановна, сегодня не готовы к уроку!» Выслушав все, что натворили «мои» дети, бегу к ним, чтобы по горячим следам устроить «разбор полетов». Забегаю в класс, кричу своим звонким голосом все, что только что выслушала в учительской. А в классе — тишина.
И тут Стас делает огромные глаза и вкрадчиво-наивно спрашивает: «А чего это Вы, Светлана Ивановна?» Останавливаюсь, выдыхаю, представляю себя со стороны и говорю: «А и правда, чего это я?» — и мы дружно смеемся.

Урок — как поэма

Любовь Филипповна Заноха, которая стала директором на второй год моего пребывания в школе, учила коллектив — особенно молодой состав — быть внимательными к мелочам.
— Чтобы урок состоялся, как «педагогическая поэма» (и никак иначе!), — говорила Любовь Филипповна, — нужно, чтобы все вокруг было эстетично. Например, хорошему уроку сильно повредит грязный выключатель.
И это были важные уроки жизни. Но молодой учитель был не только молодым учителем, но и симпатичной девушкой!.. Глядя на ее слишком короткие (по моде!) наряды, директор пообещала сделать в учительской стенд «Как должен одеваться учитель».

Окончание следует…

Наталья Корчагина,
фото из архива Светланы Клыковой


Хештеги: педагог

Похожие темы

В библиотеке «Блик» в поселке Строителей прошел мастер-класс учителя начальных классов гимназии № 26

02.02.2024

Учителей России защитят от травли в социальных сетях

20.01.2024
Подписаться
авторизуйтесь
Уведомить о
guest
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели

Популярное сегодня

  • зима холодСильные метели накроют Челябинскую область 13.12.2025 Управление ГОЧС предупреждает о непогоде.
  • Какой подарок россияне хотят получить больше всего на Новый год?Какой подарок россияне хотят получить больше всего… 13.12.2025 Если раньше мы думали о романтичных презентах или сюрпризах, то…
  • следы, зима, снег, голубьСнег возвращается в Челябинскую область 11.12.2025 В Миассе будет пасмурно.
  • АЛ ТекслерС Днем Конституции РФ поздравляет Алексей Текслер 12.12.2025 Губернатор Челябинской области желает здоровья, счастья, успехов во всех начинаниях.
  • Миасс, зима, погода, снег, машгородок, вечер, ночь, фонариСнежные выходные ждут жителей Челябинской области 12.12.2025 Утром на дорогах ожидается гололедица. В субботу, 13 декабря, в…

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

 

Политика конфиденциальности

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

wpDiscuz
0
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
| Ответить