Продолжая серию публикаций к 80-летию со дня образования Уральского автозавода, знакомим читателей «МР» с профсоюзным деятелем, экономистом, почетным машиностроителем Виталием Ерофеевым.
Каждому свое
Газета «Уральский автомобиль» однажды назвала Виталия Александровича «человеком, живущим заботами других». И, думается, точнее о нем и не скажешь.
У каждого из нас свое предназначение: кому-то — лечить, кому-то — учить, кому-то — создавать машины, а некоторым — делать так, чтобы людям жилось легче, удобнее, приятнее. Этим занимались и занимаются до сих пор профсоюзы.
…Вряд ли миасский мальчуган, родители которого прибыли на Урал вместе с эвакуированным заводом, мог знать, чем ему придется заниматься в жизни.
Не имея особой тяги к учению, он, не окончив восьмой класс, устроился в инструментальный цех учеником строгальщика. Деньги платили смешные, но серьезная работа рядом с взрослыми мужчинами доставляла юнцу гораздо большее удовольствие, чем скучное, как ему казалось, просиживание за школьной партой.
В 19 лет призвали парня в армию. Служить довелось в составе группы советских войск в Германии. И вот там, в перерывах между учениями, вдруг пришло к Виталию желание учиться. Достал учебники по математике, стал решать задачи, а после демобилизации поступил в Миасский вечерний автотехникум.
Совмещать работу в цехе шасси (сверловщик, монтажник, наладчик…) с учебой оказалось совсем не трудно. Получив диплом, поехал было на КамАЗ, но — не понравилось, вернулся на завод, в цех запасных частей.
Оказали доверие
Сметливый, исполнительный, чрезвычайно ответственный Виталий Ерофеев быстро выбился в передовые работники. Из сверловщиков его перевели в мастера, затем — в старшие мастера.
Коллектив оказал доверие парню, выбрав председателем цехкома. И потянулись к Ерофееву люди со своими бедами и заботами. Во все проблемы вникал Виталий и вместе с секретарем парторганизации Александром Киршиным пытался по возможности помочь каждому.
Старательного мастера вскоре заметили в заводском профкоме и предложили возглавить жилищно-бытовую комиссию.
— Это уже была освобожденная должность, — рассказывает Виталий Александрович. — Основное в работе комиссии — работа с жалобами трудящихся и организация коллективной посадки картофеля на колхозных полях. Жалоб в те годы было много: то квартирой не обеспечили, то в очереди неправильно поставили… Если я сам не мог решить вопрос, то собирал всю комиссию, и мы искали выход из ситуации коллективно. В наши обязанности входила также приемка пионерских лагерей и баз отдыха накануне летнего сезона. Выезжали туда не раз, если поступали жалобы бытового характера от сотрудников или отдыхающих.
Все под контролем
С 1989 по 1993 годы Ерофеев выполнял обязанности начальника социально-бытового отдела завода. Попутно успел окончить Высшую школу профсоюзного движения ВЦСПС по специальности «экономика труда».
— Практически все объекты соцкультбыта — библиотеки, ДК, базы отдыха, профилактории, пансионаты, лагеря — находились под нашим контролем, — говорит Ерофеев. — На еженедельных совещаниях руководители этих учреждений озвучивали свои проблемы (в основном хозяйственного плана), и мы сообща пытались их решить.
В 1993 году Виталия Александровича избрали председателем профсоюзного комитета градообразующего предприятия. Забот у него явно прибавилось:
— В то время около 90% из 27 тысяч автозаводчан состояли в профсоюзе — это очень высокий показатель. Председатели первичных организаций (они были в каждом цехе и на каждом производстве) получали от нас указания, которые спускались сверху, и начинали действовать. А потом отчитывались, как и что у них прошло. Если чей-то опыт оказывался положительным, остальные перенимали его. Если же что-то не получалось, то мы подробно, по пунктам разбирали неудачу, пытаясь понять, на каком этапе произошла недоработка и как в следующий раз не допустить ошибок. К слову, неудачи случались редко. А самой главной задачей профкома было заключение колдоговора, от которого зависела вся жизнь трудового коллектива.
Не в четырех стенах
Под руководством Виталия Александровича были разработаны и внедрены Положения о проведении на УралАЗе ряда смотров-конкурсов по профсоюзной линии.
Цеха и производства, добившиеся лучших показателей по всем критериям (количество членов профсоюза, их активность, степень участия в культурных и спортивных мероприятиях завода и т.д.), награждались грамотами. А в 2003 году почетного диплома Федерации независимых профсоюзов России впервые удостоился профком автозавода!
…Ошибается тот, кто считает работу профсоюзного лидера чисто кабинетной. Виталию Александровичу нередко приходилось выезжать в профилактории, библиотеки, ДК, пансионаты. По линии ЦК организовывались командировки на другие заводы (КамАЗ, ГАЗ) с целью знакомства с постановкой профсоюзной работы.
— Эти поездки были очень полезными: мы перенимали чужой опыт и делились своим. Общение с коллегами встряхивало работу мысли, появлялись новые идеи, которые немедленно хотелось претворить в жизнь. Не раз приходилось бывать в Москве на пленумах, совещаниях — и это тоже обогащало, активизировало, давало толчок в работе. Определенный опыт приобретался на заседаниях ассоциации профсоюзов города, председателем которой я являлся. Профсоюзы тогда были реальной силой, с ними считались, к ним прислушивались.
Те, кто рядом
Про профсоюзного лидера можно сказать так: «Один в поле не воин». И это действительно так. Его опора — председатели первичных организаций, душой болеющие за порученное дело, отзывчивые, неравнодушные, активные.
— Именно такие люди и работали рядом со мной, — говорит Виталий Ерофеев. — Это Наталья Кондратьева (автосборочное производство), Альфия Хамидулина (главный конвейер), Наталья Никитина (УГК), Нина Коростина (МСП), Юрий Титов (агрегатное производство) и многие-многие другие. Не могу не упомянуть добрым словом директоров автозавода. Очень важно, чтобы между председателем профкома и руководителем предприятия было полное взаимопонимание. Есть вопросы, которые профком решить не может, а директор — запросто. Например, открытие столовой в цехе. Мне повезло, что все, с кем довелось работать (Юрий Иванович Горожанинов, Виктор
Христофорович Корман, Михаил Осипович Рязанов), всегда отзывались на мои просьбы, искали пути решения, а уж если отказывали, то аргументировано и обоснованно.
Десять лет назад Виталий Ерофеев оставил родной завод, но судьба предприятия, которому он отдал ровно полвека, по-прежнему волнует его.
— Чем занята моя жизнь?.. Есть сад, где всегда много работы. Есть обожаемые мною внучки-правнучки. Есть чтение, которое люблю с детства. Есть прогулки со скандинавскими палками. Есть, в конце концов, компьютер, который дает возможность всегда быть в курсе того, что делается в стране и в мире. Сами видите — скучать не приходится!
Наталья Корчагина,
фото Давида Ахмедова и из архива Виталия Ерофеева