Сегодня дальнобойщики отмечают свой профессиональный праздник.
Круглые сутки мчатся по дорогам страны десятки груженых фур. Кто сидит за рулем большегрузных автомобилей? Чем хороша эта профессия, которую выбирают только сильные духом мужчины с крепкими нервами и неистребимой тягой к перемене мест? Об этом мы поговорили с миасским дальнобойщиком Павлом Светлым.
Все не так просто
— Профессия наша не из простых, — говорит Павел. — Требует профессиональных навыков вождения, терпения, усидчивости и высочайшей ответственности. Обязанностей у дальнобойщика много: помимо управления автомобилем, необходимо контролировать погрузку и выгрузку, заниматься оформлением документов, следить за состоянием грузовика, быть крайне внимательным и осторожным на дорогах и не терять головы в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
…К будущей профессии Павел готовился с юности. Отец-дальнобойщик, приезжая на машине домой, разрешал сыну помогать ему в ремонте, иногда давал и порулить. Не удивительно, что когда пришло время выбирать, чем заниматься в жизни, парнишка пошел учиться на водителя-профессионала (вождение, ремонт и эксплуатация любых транспортных средств).
После армии работал в троллейбусном депо, а потом пересел на «СуперМАЗ». Получив категорию E, стал ездить в дальние рейсы за рулем американского грузовика.
Потрясающая «Америка»
— «Америка» — машина потрясающая! Безопасная, надежная, экономичная. Кабина и спальная зона — как малогабаритная квартира, где можно перемещаться в полный рост. Встроенные шкафы, холодильник, аудио-видеотехника, кондиционер, микроволновка. Я долго на ней ездил… Сейчас работаю в транспортной компании на европейских грузовиках. Принцип работы у нас такой: машина идет по России из города в город без остановки, меняются только водители. В кабине установлен тахограф — контрольное устройство, которое следит за скоростью движения и соблюдением режима труда и отдыха водителя. Через каждые четыре часа езды – 45 минут отдыха. В день должен находиться в пути не больше восьми часов, после этого — девять часов отстоя. Я запад России вдоль и поперек искатал.
«Ага, трассу ведут!»
— Еду по Уралу — глаз не нарадуется. Восход или закат, степи или горы, осень или весна — красоте природы никогда не надоедает. Если заметил в пути что-то необычное (например, машины что-то делают на горе), начинаешь размышлять, в чем дело… Ага, трассу ведут! И вообще ехать знакомой дорогой не скучно. Обдумываешь что-то свое (у меня, например, есть хобби — ставлю в машину все, что связано со звуком, начиная от шумотеплоизоляции салона, прокладки проводов, установки динамиков и магнитолы) или вспоминаешь семью…
«Клади глаза на дорогу»
— Особых происшествий, какие любят показывать в сериалах, не бывает. А вот ДТП — это да, практически каждый день вижу. В случае необходимости — останавливаюсь, помогаю. Однажды мы с другими дальнобойщиками тушили горящий «уазик», внутри которого находился человек. Потушили. Но человека не спасли… Садишься за руль и какое-то время, находясь под впечатлением, анализируешь, что привело к аварии, как можно было ее избежать. Я водитель аккуратный, но произойти может все, что угодно, — и к этому надо быть готовым. Как у нас говорят, «клади глаза на дорогу». Зимой надо ехать так, будто ты в тоннеле и для тебя больше ничего не существует, кроме дороги. Ты должен держать в поле зрения водителя, который перед тобой, и того, который перед ним. Потому что если что-то случится с первой машиной, вторая среагирует, и мне, третьему в этой цепочке, тоже нельзя сплоховать. У нас тормозной путь большой…
«Красное колесо»
— Сейчас по всей России идет ремонт дорог, причем капитальный. Это, конечно, создает нам известные трудности, но в перспективе будет «скатертью дорога». А пробки — это часть нашей работы. Никуда ты от них не денешься. Бывает, стоим час-два. Кто-то слушает музыку или варит пельмени на газовой плиточке. Некоторые бегут в лес за ягодами-грибами. Ну и, конечно, используем это время для осмотра машины. Важно, например, знать температуру колес. Был у меня случай зимой: тормозной диск нагрелся докрасна, колесо заклинило… К счастью, я вовремя заметил неполадки.
— Зимой не очень-то хочется ехать через перевал Уреньгу. Все 200 км ты в напряжении: семь километров подъема, семь — спуска, пять подъема – пять спуска… Машину ведешь намного осторожнее. Не переставая, думаешь, какую передачу выбрать, какое положение горного тормоза включить, какой у тебя груз — надо рассчитать и учесть все.
Как на ладони
— У нас запрещено брать попутчиков. Только с разрешения логистов можно взять водителя и довезти его до места назначения. Кстати, логист — это администратор, который всегда знает, куда я поехал, где нахожусь, где застрял и почему… Он даже температуру моего двигателя видит. По сути, логист — это лишняя гарантия безопасности водителя. Мы все перед ним как на ладони.
Зимой – в футболке
— Дальнобойщики любят, когда в кабине чисто и уютно — ведь она заменяет им дом. Если жарко – включишь кондиционер. Если мороз — печку от двигателя. На стареньких КамАЗах — да, родители в бушлатах зимой ездят, а в современной машине — в трико, футболке и тапочках. Многие и обеды себе сами готовят, но в этом нет необходимости — на дороге полно кафе, владельцы которых стараются создать максимальный сервис: удобные номера, вкусная еда, охраняемая стоянка, видеокамеры. Можно отдыхать и ни о чем не беспокоиться.
Мужское братство
— Дальнобойщики — это настоящее мужское братство. Увидел на дороге фуру, у которой на зеркале висит жилет, – значит, человеку нужна помощь. Остановишься, спросишь, в чем дело. Если надо, поможешь поменять колесо — вдвоем же быстрее, и машина меньше простоит. В пробках мы обмениваемся полезной информацией, рекомендуем хорошую шиномонтажку, даем характеристику дорог, рассказываем о своем городе… Лихачей среди дальнобойщиков нет. У нас и не полихачишь — машина не даст, потому что все грузовые автомобили сейчас привязаны по умолчанию с завода к определенной скорости, 85-90 км/час. Это оптимальная скорость — не медленная и не быстрая, а главное — успеваешь среагировать.
Гонки кабанов
— На лесном отрезке пути между Миассом и Челябинском на дорогу часто выскакивают звери. Однажды параллельно моей машине долго бежал заяц. В другой раз такие же «соревнования» устроили кабаны. Приходилось видеть стадо косуль, щиплющих травку прямо на обочине. Как-то ночью в лобовое стекло обогнавшей меня «Газели» врезалась сова. Видел и царственного громадину-лося, едва не ставшего причиной группового ДТП.
И еще был случай. Заметив движение слева, я повернулся и увидел взлетающего лебедя. Я — по тормозам, практические остановился, а он горделиво и неспешно пролетел мимо моего стекла…
«Здравствуй, Миасс!»
— Самое романтичное — когда возвращаешься из поездки, даже недолгой и недальней. Душа так и рвется. Машина летит на всех парах!.. Заезжаешь в город — утренний, ночной, вечерний — неважно. «Здравствуй, Миасс, ты лучше всех столиц мира! Сейчас я приеду домой, тихо войду в квартиру, услышу ровное сопение дочки, поцелую спящую жену… И можно отдыхать. До следующей поездки!».
Наталья Корчагина
Фото Давида Ахмедова