Во время проведения всероссийской акции по очистке берегов от мусора «Вода России» аквалангисты сделали неожиданные находки.
Напомним, в конце июля в районе яхт-клуба «Заря» стартовала всероссийская акция по очистке берегов от мусора «Вода России». Все это время дайверы погружались в акваторию Тургояка, чтобы очистить дно природного памятника от мусора.
За неделю с помощью дайверов, эко-волонтеров общественной организации «ДИМСИ» со дна озера было поднято 28 автопокрышек от 45-тонных карьерных самосвалов БелАЗ и несколько десятков от легковых авто.
Помимо покрышек, дайверы подняли со дна куски резины, манекена и прочий мусор и даже смогли найти в водах Тургояка город с детской площадкой, пирсом и спортивными объектами (фото и видео будут предоставлены аквалангистами в ближайшее время).
Вот что рассказал об этом руководитель Центра «Детских и молодежных социальных инициатив», профессиональный аквалангист Павел Бубенков.
«Тургояк полон всяких сюрпризов. Как оказалось, это озеро одно из немногих озер, которые сохраняют свои берега. Обычно водоемы мелеют, а Тургояк только прибывает. За последние 40-50 лет под водой осталось то, что раньше было на берегу. Например, покрышки от БелАЗа ждали нас лет 40.
Раньше береговая линия была на 150 метров дальше от нынешней, поэтому все, что было на этой территории, ушло под воду. Здесь можно найти футбольное поле, турники, брусья».
Команда аквалангистов и волонтеров работает здесь уже 3-ю неделю. Работа идет слаженно. Буквально за полчаса дайверы подняли еще несколько шин и прочий мусор.
«Мы поднимаем все, что может навредить экологии озера. Это и покрышки, и старые понтоны, пирсы, различный мусор. Время погружения зависит от глубины и цели. Так, например, на одно колесо от БелАЗа в среднем уходит 15 минут. Маленькие колеса в среднем весят до 10 кг, их мы поднимаем руками, а вот покрышки от БелАЗа весят от 1000 до 1400 кг, поэтому здесь нужна специальная техника для подъема», — говорит Павел Бубенков.
После подъемы колес на дне озера остаются огромные следы, которые со временем зарастут илом.
Руководитель Центра «Детских и молодежных социальных инициатив» провел свое расследование, чтобы выяснить, как покрышки оказались на глубине.
«Мы поговорили с местными жителями, с занимающимися в яхт-клубе. Выяснилось, что
покрышки были привезены для детского яхт-клуба, на них должны были швартоваться маленькие яхты. Видимо, в какой-то момент не было подходящей техники, чтобы их вывезти, и они ушли под воду. В 60-70 е гг. в озеро попадало 8 ручьев, а вытекал один – в районе городского пляжа. Сейчас практически нет ручьев, которые выпадали бы из озера. Кроме того, город перестал питаться от Тургояка. Воде некуда деваться. Все, что было на старой береговой линии, ушло на глубину 2-3 метров», — рассказал аквалангист.
Например, за пирсом, который сейчас есть на территории яхт-клуба, есть еще один пирс на глубине 3 метра, а под ним еще — на глубине 6 метров.
Покрышек на самом «шинном озере» тоже остается немало.
«Здесь еще много покрышек, порядка 100… Первостепенно мы вытащили большие колеса, маленькие смогут достать и яхтсмены. Все же надеемся очистить дно от покрышек полностью», — добавил Павел.
Сегодня, 9 августа, часть поднятого со дна мусора вывезли для дальнейшей утилизации.
«Около 40 тонн автопокрышек от БелАЗа покинут береговую линию природного памятника озера Тургояк. Покрышки будут отправлены в Коркино на одно из перерабатывающих предприятий для последующей утилизации. Таким образом, мусор получит вторю жизнь и будет использован при производстве малых архитектурных форм, асфальта, стройматериалов. Покрышки относятся к отходам III и IV класса опасности,
поэтому было очень важно достать их со дна уникального озера», — прокомментировал заместитель министра экологии Челябинской области Виталий Безруков.
Видео пресс-служба Минэкологии Челябинской области