АЗ «Урал» славен своими династиями. Одна из них — отец и сын Ефимовы. Наш рассказ — о сыне, ветеране труда, ветеране легендарного предприятия, почетном машиностроителе, инженере-электромеханике Анатолии Николаевиче Ефимове.
Первые шаги
22 июня Анатолию Николаевичу исполнилось 80 лет. Да, вы не ошиблись — будущий инженер появился на свет в день начала Великой Отечественной войны.
Отца его, работника ЗиС, назначили начальником эшелона по сопровождению в эвакуацию людей и оборудования. Вместе с мужем поехала и жена с маленькими детьми. Трудной и долгой была дорога. Зиму пережидали в Ульяновске, а в апреле 1942-го прибыли в Миасс. Николай Ефимов немедленно включился в работу — руководил транспортировкой оборудования в строящиеся цеха, его расстановкой и подключением (а впоследствии много лет работал в инструментальном цехе).
Подросший Толя учился в школе № 17. Особенно хорошо давалась ему математика. В старших классах, работая со школьными приятелями на строительстве гостиницы «Ильмень», внес свое первое рацпредложение по забиванию гвоздей — и это предрешило судьбу будущего изобретателя.
Творить всегда!
После окончания Миасского геологоразведочного техникума новоиспеченный механик буровых установок трудился на Свердловском заводе имени Воровского, где прошел путь от слесаря-сборщика до инженера-конструктора. Параллельно окончил горный институт, обзавелся семьей, вернулся
в Миасс и в 1971 году был принят на УралАЗ в отдел нестандартного оборудования.
— Рад, что пошел именно по этой специальности, — говорит Анатолий Николаевич. — Моя работа — это каждодневное техническое творчество. Задача — механизировать производственные процессы в литейке, термичке, гальванике, на главном конвейере, участках мойки, сушки и окраски деталей… В общем, везде. Изюминка в том, что нестандартное оборудование промышленностью не производится, и мы вынуждены конструировать и изготавливать спецстанки под наши детали.
С чего начать?
В 90-е годы цех нестандартного оборудования монтировал линии обезжиривания и фосфатирования, подготовки к окраске и сушке деталей, системы уборки стружки. Устанавливал оборудование по приготовлению эмульсий и моющих растворов, изготавливал емкости для перевозки кислот и щелочей, вентиляционные, насосные установки и напольные конвейеры.
— Все начинается с поставленной задачи, которая сразу активизирует работу мысли, — поясняет Ефимов. — Возникают различные варианты решения, проводятся расчеты, и, наконец, выбирается один — оптимальный. Под выполнение проекта подбираю специалистов, выдаю технические задания, курирую работу. Тесно работаем с заказчиком, который должен закупить материалы и детали. В зависимости от сложности проекта в его разработку вовлекается разное количество специалистов. Не всегда с первого раза получается то, что задумано. Иногда трудно отыскать нужного конструктора. Порой заказчик не может найти необходимые материалы, из-за чего приходится срочно вносить изменения в проект. А еще частенько бывает так, что в четко выверенную схему вмешивается пресловутый «человеческий фактор»…
Почему насос трясется?
— Разработать проект — это одно, — продолжает собеседник. — Совсем другое дело — изготовить его в соответствии с чертежом, внедрить изделие в производство и обучить тех, кто будет на нем работать. На этапе изготовления и внедрения случаются сбои. И вот пример: в цехе запчастей мы установили оборотную тару. Когда эта тара со стружкой поднимается — створки ее закрываются, а когда опускается — створки раскрываются, стружка ссыпается в бункер. Звонят мне из цеха: «Не работает!» Прихожу: «А вы никакого «усовершенствования» сюда не вносили?» — «Нет!» — «А швеллер почему не приварили? Давайте приварим — вдруг поможет?» Шучу, конечно, потому что знаю: дело именно в нем, в швеллере. Поворчали, но приварили. И все встало на места, так как швеллер был предусмотрен проектом изначально… Еще пример. Запустили мы линию моечного оборудования, поработала она — и встала. Звонят мне: «Насос трясется!» Сразу вижу: израсходовалась вода на мойке, насос вместо воды хватает воздух и потому трясется. Говорю: «Вентиль поверните и включайте…». И все наладилось. У меня выработалась привычка: если монтируем линию – я лично проверяю каждую деталь.
Экономия!
— Что бы мы ни делали, цель у нас такова — ускорить производственный процесс, сделать его более качественным и удобным в управлении, освободить людей от тяжелого, непроизводительного труда, сэкономить материальные ресурсы предприятия. Например, готовые «Уралы» грузились на платформы и отправлялись на Украину. Мы сделали специальные подставы с шипами, на которых автомобили надежно крепились, и можно было быть уверенным, что они прибудут к месту назначения в целости и сохранности. Заказчик, выгрузив «Уралы», отправлял нам подставы обратно, и мы снова их использовали. Экономия? Конечно!
Гречка, стружка и хоккей
Карьера Анатолия Ефимова развивалась успешно. С 1987 года он — начальник конструкторского бюро, в 2000-м — начальник отдела, заместитель начальника станкостроительного производства по проектированию.
Невозможно перечислить все проекты, в которых участвовал Анатолий Николаевич в течение 36 лет своей деятельности. Окрасочные и сушильные камеры, конвейеры уборки металлической стружки, грузозахватные приспособления, шнекороторный снегоочиститель для коммунального дорожного автомобиля «УРАЛ»… А еще — разработки нестандартного оборудования по производству жидкого стекла, шлакоблоков, очистки гречневой крупы, хоккейного электронного табло, «бегущей строки» на здании инженерного корпуса… И это далеко не полный перечень его работ, каждая из которых уникальна.
Что бодрит?
В 2007 году Анатолий Николаевич стал пенсионером, но долго без работы не просидел — пригласили его на должность главного конструктора в «Промтехнику». Два года спустя Ефимов уволился и начал работать на дому по индивидуальным заказам.
Как удается инженеру держать мозги в тонусе?.. А тут нет никакого секрета!
Утром — полуторачасовой комплекс дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой и контрастный душ. В Крещение — купание в проруби. Вечерами — шахматные интернет-схватки, которые затягиваются порой до поздней ночи. С весны до осени — работа в саду (Анатолий Николаевич увлечен выращиванием винограда). Дважды в неделю — ванны с лечебными травами. Зимой — лыжные вылазки. Плюс русская баня, чтение… И занятия с внуками, которые бодрят, пожалуй, лучше всего остального.…
Наталья Корчагина
Фото Максима Туманова
и из архива Анатолия Ефимова