В связи с приближающимся 80-летием со дня образования автомобильного завода «Урал» мы продолжаем рассказ о заслуженных работниках градообразующего предприятия.
К станку, который «обижал»
«Вы там лишнего-то не пишите. Не люблю, когда меня хвалят!» — такой наказ дала бывший фрезеровщик производства оснастки и инструмента АЗ «Урал», обладательница ордена Дружбы народов, медалей «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд», ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Валентина Студеникина. Почти полвека она служила заводу верой и правдой, а шесть лет назад ушла на заслуженный отдых. Но и сегодня помнит, как все начиналось…
В 1967 году вчерашняя школьница — худенькая, с косичками, чуть больше полутора метров ростом — пришла на завод. Подружку, которой уже исполнилось 18, тут же взяли. А ей, 17-летней Вале, — отказали. Но на следующий день она снова явилась в отдел кадров. Пожалели девчонку — приняли в инструментальный цех, где как раз набирали «малолеток».
— Показали, на какие кнопки нажимать, — рассказывает Валентина Кузьминична, — объяснили правила безопасности — и начали мы изготавливать осевой режущий инструмент. Токари делали заготовки сверла, а нам надо было нарезать на них «канавку», «затылок» и «лапки». Тяжело ли было?.. Конечно. Заготовку весом около полусотни килограммов приходилось вручную поднимать на станок, потом опускать вниз готовую — и так по несколько раз в день. Но — не жаловалась, так как белоручкой никогда не была: в семье пятеро детей, я — вторая по старшинству. Помогала родителям коров доить, сено косить, картошку копать. А на заводе поначалу случалось всякое: и голос садился от машинной эмульсии, и мозоли горели и лопались на руках, и пальцы в станок попадали, и детали в лицо летели… Но каждое утро я снова и снова торопилась к станку, который так меня «обижал». Нравился цех, нравилась работа, но особенно — люди!
Горе и радость пополам
Когда группу новичков распределили по участкам, Валентина попала к Раисе Карякиной.
— Замечательным мастером была Раиса Петровна, — вспоминает Студеникина. — Требовательная, строгая, держала нас в ежовых рукавицах, добивалась железной дисциплины.
При Карякиной попробуй не завяжи волосы косынкой! Но мы ее любили, потому что вне работы Раиса Петровна была сердечной, душевной, компанейской и сумела нас так сплотить, что мы до сих пор дружим. И все так же делим пополам и горе, и радость. Здесь же, в цехе, я потом и судьбу свою нашла…
Годы на заводе бывшая фрезеровщица вспоминает с удовольствием. Комсомольско-молодежная бригада участка смешанного инструмента, которую она возглавила в 1970 году, считалась лучшей на предприятии.
За победы в заводском соцсоревновании молодых инструментальщиков не раз награждали бесплатными турпутевками. А они старались еще лучше работать, еще активнее участвовать в субботниках, спортивных соревнованиях, самодеятельности.
И всегда были вместе — на вечерах отдыха, демонстрациях, сельхозработах, в стрелковом тире, на легкоатлетических тренировках (бегали гурьбой в обеденный перерыв вокруг цеха!), на занятиях цехового хора, которым руководила техник-технолог Тамара Николаевна Сесюнина.
«Давайте я пойду!»
Валентина Студеникина выполняла норму выработки на 140-150 процентов, совмещала специальность шлифовщицы, получила почетное право ставить личное клеймо на выпускаемой продукции. В 1981 году была удостоена звания «Отличник производства», через два года стала «Лучшей по профессии».
При этом дважды избиралась депутатом городского Совета депутатов трудящихся и столько же раз — областного. Выполняя наказы избирателей, работала бок о бок с такими известными в городе личностями как депутат Верховного Совета, слесарь-сборщик главного конвейера Зинаида Пермякова и член Президиума Верховного Совета СССР, фрезеровщик-универсал Нина Новоселова.
В 1983 году в производственной деятельности Студеникиной наступил новый этап. В цех привезли немецкие трехшпиндельные станки-полуавтоматы.
— Поставили на полуавтомат мужчину–рабочего, — рассказывает Валентина Кузьминична. — Нужен был сменщик, а никто учиться работе на новом оборудовании не хотел, все отказывались. Вызвалась: «Давайте я пойду!» Работать на полуавтомате была легче в физическом плане, но зато пришлось подключать голову. Изучала, писала конспекты, вечерами дома составляла программы. Освоила — и более 20 лет на станке с ЧПУ проработала.
Только один раз попробовала Валентина расстаться с заводом: в начале 90-х, когда грянула перестройка и перестали платить деньги, ушла она в уборщицы, но быстро вернулась обратно — не смогла без своего станка.
В течение многих лет 1 сентября в День открытых дверей Студеникина приходила в цех, встречала сначала детей, а потом и внуков своих работников, рассказывала им про любимую работу, показывала станки.
— Любила и люблю наших людей, наш цех и наш завод. Считаю, что те 48 лет, что я отдала работе, — это невероятно счастливое время. Жили мы весело. Что получали — тому и рады были. Позови меня сейчас обратно — я бы не просто пошла. Побежала бы!..
«Я оптимистка!»
— Валентина Кузьминична, вашей активности можно только позавидовать. Вы всегда были такой?
— Говорили, что я могу повести за собой. Мое мнение уважали, к нему прислушивались. И до сих пор мне звонят, просят совета, благодарят за поздравления (я все дни рождения сослуживцев помню — и даже детей и внуков!) Одним словом, ходячая энциклопедия.
— Откуда в вас столько энергии, столько жизни?
— Знакомые говорят: «Когда тебя встречаешь, ты всегда улыбаешься так, будто у тебя все хорошо». А это не так… У меня всякое в жизни бывало. Но даже если на сердце печаль, все равно шучу, смеюсь и ни на что не жалуюсь. Зачем показывать плохое?.. Я оптимистка.
— Кого из своих руководителей вспоминаете добрым словом?
— Всех! Повезло застать фрезеровщика Дмитрия Семеновича Стрелкина, почетного гражданина Миасса, Героя Социалистического Труда: высококлассный специалист, рационализатор, перевыполнял нормы в 1,5-2 раза, одним из первых получил звание «Ударник коммунистического труда». Очень хорошие у меня воспоминания об Александре Ивановиче Дубиничиве: он приехал в Миасс в 1941 году с эвакуированным заводом и прошел путь от мастера до заместителя начальника цеха, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Спасибо огромное директору инструментального производства, почетному гражданину города Николаю Григорьевичу Малашкину. Мало того, что он был и остается сердечным, душевным человеком, помнит всех нас, интересуется нашими делами. Самое главное — он организовал «самстрой» и построил более тысячи квартир. Именно при нем молодежь стала получать жилье.
— Уже после выхода в свет энциклопедии «УралАЗ» в вашей жизни произошло еще одно событие, не вошедшее в книгу… Какое?
— В 2012 году я стала лауреатом Зала Трудовой славы Союза машиностроителей России и получила благодарственное письмо за большой вклад в развитие машиностроительной отрасли.
Наталья корчагина
фото из архива Валентины Студеникиной