Священное пламя памяти на территории несуществующего предприятия зажигается раз в году.
Вечный огонь у мемориального комплекса «Скорбящая мать» узнаваем и любим.
Здесь всегда людно, особенно — в майские дни. А ведь у этого огня есть (вернее, был)
«младший брат»: ему не довелось жить долго — он горел на территории Миасского напилочного
завода всего несколько лет.
Огни. Где они?..
Мы уже рассказали о том, как в 1985 году в центре города вспыхнул огонь памяти и славы, доставленный из Челябинска спортсменами-энтузиастами («МР» № 28 от 22.04.2021 г.)
Миасский Вечный огонь был щедр и поделился священным пламенем с ветераном МНЗ, участником Великой Отечественной войны Григорием Алексеевичем Раком, автозаводчанином Николаем Жилиным, награжденным орденом Красной Звезды за выполнение интернационального долга в Афганистане, и инженером-полковником запаса, участником штурма Берлина Александром Сурнаковым.
Куда же делись эти огни?.. А вот куда. Два из них стали частью праздничных торжеств на стадионах машгородка и автозавода, а третий отправился в старгород, к памятнику погибшим воинам-напилочникам.
За того парня!
Напомним, сооружение памятника по проекту заводского художника Виктора Семенова началось в заводском сквере весной 1972 года. Охваченные единым патриотическим порывом, напилочники отработали в свое свободное время по 18 часов, чтобы перевести заработанные деньги на счет строительства монумента.
В тот же год в День Победы состоялось открытие мемориала, который представлял собой восьмиметровую стелу, облицованную мрамором, с надписью: «Вечная память воинам-напилочникам, погибшим в боях за Советскую Родину в годы Великой Отечественной войны».
После реконструкции монумента (1985 год) стела «выросла» до десяти метров, дополнилась бронзовой фигурой воина-освободителя, а количество имен героев в списке увеличилось со 154 до 198 (сегодня их уже более 200).
Кстати, средства на реставрацию напилочники снова зарабатывали всем миром: после трех субботников фонд пополнился на десять с лишним тысяч рублей. «Сегодня работаем за того парня!» — говорили рабочие и инженеры, шагая на субботник.
Мысль разместить у подножия бронзового воина Вечный огонь возникла у ветерана Великой Отечественной войны Леонида Карловича Леймана. Идею охотно поддержал весь заводской коллектив.
С миру по горсти
В Челябинской области более 90 Вечных огней, но многие ли из них созданы на территории предприятия на деньги простых людей?..
Хотя нет, не простыми были эти напилочники — потомки отважных воинов, сложивших головы на фронтах Великой Отечественной.
Осенью 1941 года громили врага под Москвой красноармейцы-пехотинцы Александр Черников, Николай Густов, лейтенант Василий Чапаев, артиллерист Иван Прокин. В рядах смоленских и белоруских партизан сражались насекальщики Александр Туринцев, Алексей Недорезов, грузчик перевалочной базы Василий Чувашов. В составе войск 3-го Украинского фронта воевали Александр Петрович Маринкин, впоследствии ставший директором напилочного завода, и стрелок-радист штурмовика ИЛ-2 старшина Пётр Соколов.
Пехотинец Борис Рублёв в январе 1944-го был участником прорыва блокады Ленинграда. Ушла на фронт добровольцем Валентина Черникова, была связисткой в одной из частей 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов.
В составе 151-го лыжного батальона, сформированного в начале войны в Челябинске, воевал один из лучших слесарей завода, старшина Михаил Вождаев. Два тяжелых ранения получил на фронте ефрейтор 377-го самоходного артиллерийского полка Павел Михайлович Рыков.
И так самоотверженно защищали Родину все миасские напилочники. Многие из них, получив тяжелые ранения и контузии, вернулись домой и снова встали к станкам, молотам и закалочным печам.
Но — вернулись не все. Под Смоленском был убит один из лучших насекальщиков Павел Рыков, в Восточной Пруссии — электрик Вячеслав Золотов, под Ленинградом — Василий Деньгин, в Молдавии — Константин Пешков. Всего же более 200 работников старейшего предприятия остались лежать в братских могилах под Москвой и Ленинградом, на Украине и в Белоруссии, в странах Восточной Европы.
И не случайно во время реконструкции памятника руководство предприятия командировало ветеранов войны в города-герои: в каждом из семи городов они наполняли капсулы землей с братских могил, чтобы потом торжественно поместить их под мемориальную плиту.
Об этом рассказал когда-то сотруднику краеведческого музея Наталье Рожковой старейший работник МНЗ Владимир Павлович Замотохин. Факт подтвердила и Нина Александровна Манакова, долгие годы выполнявшая на МНЗ обязанности председателя профкома.
Горит!
Факел, зажженный от Вечного огня у мемориала «Скорбящая мать», несли в старгород лучшие заводские комсомольцы-спортсмены. А около «Алёшеньки» (так ласково называли между собой рабочие памятник воину-освободителю) его уже с нетерпением ждали…
Собравшихся поздравили секретарь партийной организации предприятия Михаил Жмаев, директор Виктор Ермолаев, председатель Совета ветеранов Александр Постников, бригадир фронтовой комсомольско-молодежной бригады шлифовщиков Зоя Александрова.
Председатель профкома Нина Манакова объявляет победителей социалистического соревнования, проведенного в честь 40-летия Победы и зажжения Вечного огня. Ими стали коллективы кузнечного цеха и электроремонтного участка, смены мастеров Юрия Суханова, Веры Бритченко и другие коллективы. В личном трудовом соперничестве победили Наталья Рябинина, Надежда Павлова, Нина Ганибесова, Галина Вотякова.
И вот, наконец, настал долгожданный миг… Ветеран Великой Отечественной войны Александр Николаевич Федосеев принял эстафетный факел из рук комсомольца Владимир Елыкова, пронес через площадь и, опустившись на колено, зажег пламя памяти…
Личность Александра Федосеева — почетного гражданина города, главного энергетика Миасского инструментального завода, кавалера орденов Красной Звезды и «Знак Почета» — заслуживает отдельного рассказа. 18-летним парнем Федосеев пришел на Миасский напилочный завод. В 41-м году был призван в ряды Красной армии. Всю войну прошел Александр, был участником Курской битвы. Домой вернулся в 1948 году. В 1966 году Федосеев стал главным энергетиком напилочного завода и в этой должности проработал до ухода на пенсию, сумев осуществить свою мечту — полностью реконструировать энергоснабжение завода и района.
Давно нет в городе старейшего предприятия — Миасского напилочного (инструментального) завода. Он прекратил свое существование в тяжелые перестроечные годы. Погас и Вечный огонь…
Но по-прежнему стоит в бывшем заводском сквере «Алёшенька», охраняя покой тех, кто не пожалел жизни в борьбе за счастье Родины. Раз в году — в День Победы — Огонь, переставший быть Вечным, но оставшийся символом памяти и скорби, все-таки зажигают. И десятки, сотни людей обязательно приходят сюда, чтобы поклониться праху героев.