Не в каждом городе и не во всяком селе есть Вечный огонь. В Миассе – есть.
В год 80-летия со дня начала Великой Отечественной войны мы хотим рассказать о нем и о людях, благодаря которым появился этот священный символ памяти.
Как все начиналось…
40-летие Победы Миасс отметил сразу тремя значительными событиями: в машгородке открылся мемориальный комплекс «Народу-победителю, народу-созидателю»; в центре (рядом с монументом Скорбящей матери, «переехавшей» на новое место жительства) вспыхнул Вечный огонь, и такой же огонь зажегся у памятника погибшим воинам-напилочникам в южной части города.
Мало кто знает предысторию миасского Вечного огня, а ведь зарождалась она за несколько лет до памятного события. Рассказал об этом Виктор Узинский, бывший работник треста «Уралавтострой»:
— В 1983 году руководитель клуба любителей бега «Пульс» Александр Мрясов, не так давно покинувший этот мир, предложил провести в честь Дня Победы пробег от Челябинска до Миасса. Нашлись семеро добровольцев, горевших желанием поучаствовать в этом новом для нас деле. Мрясов договорился с каким-то «уазиком» — совершенно неприспособленным для переезда, даже без нормальных скамеек, и вечером 8 мая мы уехали в областной центр. Стартовали с площади Революции, бежали — кто по 30, а кто по 20 километров, выбирая дистанцию в соответствии со своими возможностями. Финишировали утром у Скорбящей матери и, окрыленные, разошлись по домам. Через год пробег повторили. Уже вырисовывалась хорошая традиция… А в 1985 году в горкоме партии узнали, что «какие-то спортсмены бегают перед Днем Победы». И там возникла идея подключить энтузиастов к открытию обновленного мемориала. Прислали к нам инструктора горкома Владимира Кулакова. В назначенный день активисты клуба «Пульс» и его филиала, действовавшего в автозаводском парке, собрались на стадионе…
Утвердили «главным»
«Мы знаем, что вы хорошо бегаете, — обратился Кулаков к бегунам. — Горком партии решил вас поддержать. Задача такова: вы зажигаете факел от Вечного огня в Челябинске и несете его в Миасс. Нужно выбрать главного факелоносца, который передаст Огонь Герою Советского Союза Николаю Романовичу Жмаеву, чтобы тот, в свою очередь, зажег наш Вечный огонь!»
Первую предложенную кандидатуру инструктор отверг сразу — слишком много наколок было на руках спортсмена. Когда же прозвучало имя Узинского, то посланец партии обрадовался — этот 29-летний строитель к тому времени уже был широко известен в городе.
— Меня утвердили главным факелоносцем, — продолжил рассказ Виктор Михайлович. — Утром 8 мая срочно вызвали в горком: «Ты зажигаешь факел — тебе и речь толкать!» И вручили текст, который я зубрил всю дорогу. Выделили нашей команде шикарный «Икарус». Приехали мы в Челябинск ближе к вечеру. У памятника танкистам-добровольцам уже собрались ветераны, представители обкома, первые лица города. Началась торжественная часть. Объявили, что, мол, в Миассе открывается новый мемориал и что миасские спортсмены принимают от Танкограда эстафету Вечного огня. Я произнес речь и, окруженный ветеранами, зажег факел. С этим факелом забрался на бронетранспортер, присланный из Чебаркульской военной части. Выехали мы на площадь Революции и тронулись в направлении Миасса. Автобус с остальными членами команды следовал за нами. На окраине города распрощались с БТР — он должен был ждать нас утром у поворота на Миасс…
«Не ломай график!»
Эстафета началась в полночь. Миасцы (около 40 человек — мужчины, женщины, подростки) стартовали всей группой от памятника Ленину. 120-километровая дистанция была разбита на 12 этапов. Спортсмены сами решали, сколько километров побегут — каждый реально оценивал свои силы.
— Я в те годы мог пробежать много, — говорит Виктор Узинский. — И поэтому заявился на «сотку». Ребята постоянно менялись, а мне не хотелось отставать от них, и я бежал в полную силу. Когда позади остались 80 км, почувствовал: «Пора отдохнуть…» Да и Мрясов из автобуса кричал: «Верим, что одолеешь «сотку», но ты уже устал, скорость упала, а нам в шесть часов утра надо быть у стелы. Не ломай график, садись!» Доехали мы до стелы. После небольшой передышки в сопровождении БТР побежали уже всей группой по направлению к городу, передавая факел из рук в руки.
Почти без ЧП
«Бежать ночью с факелом при свете фар интересно, — делилась участница пробега врач Валентина Соболева, — но я подумала: «Увидит нас кто-нибудь и решит, что ненормальные…» Факел не был тяжелым, однако девушки побаивались, что языки пламени обожгут лицо или волосы, и поэтому держали его на некотором расстоянии от себя. Рука, естественно, уставала».
Кстати, Александр Мрясов уточнял, что факелов было три: один — настоящий, сделанный автозаводом, и еще два — самодельных. Зачем? «Чтобы успевать заправлять их маслом», — объяснил ветеран.
По словам Мрясова, каждый мужчина в общей сложности пробежал 40 километров, каждая девушка — 30, и в итоге они преодолели 120 километров за восемь часов 15 минут без всяких ЧП.
Добавим: ЧП на самом-то деле вполне могло случиться, когда в южной части города на дорогу неожиданно выскочил мотоциклист. К счастью, сотрудник ГАИ А. Морозов сумел предотвратить неминуемое столкновение с бегунами, подставив лихачу борт милицейской машины.
С благодарностью вспоминают участники пробега замглавврача станции «Скорой помощи» Ю. Екимова, сопровождавшего их на протяжении всего пути: «Врач в автобусе все время беспокоился: «Почему ко мне никто не обращается?» А ему весело отвечали: «Мы, спортсмены, народ выносливый. Даже если болит, молчим и бежим вперед!»
А он горит…
В 9:15 бегуны выстроились около элеватора в три колонны и, соблюдая дистанцию, направились к центру города. Зрелище выглядело невероятно торжественным: впереди шел БТР, а спортсмены, одетые в единую форму, бежали ровно и красиво, будто и не было за спиной сотни с лишним километров.
— Я нес факел от улицы Ильменской до мемориала, — продолжил Виктор Узинский. — Народу — море! Милиционеры создавали коридор, пытаясь сдержать толпу — ведь каждый желал увидеть и факел, и тех, кто его нес. И вот диктор объявляет нас. Мы втроем — Мрясов, Ащеулов и я — подходим к Герою Советского Союза Николаю Жмаева, протягиваем ему факел… Огонь вспыхнул, звучат речи, музыка.
Городская газета позже писала: «Несли факел физкультурники, воспитанники детско-юношеской школы гороно, члены клуба любителей бега «Пульс», работники автозавода и других предприятий. Рядом с начинающими спортсменами — кандидаты в мастера спорта М. Колоколов и Ю. Мурдасов, перворазрядники В. Узинский, А. Мрясов и И. Яхин, участник финала Всесоюзного кросса на приз газеты «Правда» Д. Ащеулов. Тренеры, учащиеся, врачи, инженеры, рабочие, экономисты, строители, юристы – таков неполный перечень профессий и рода занятий бегунов».
…После 1985 года миасские энтузиасты еще несколько лет следовали заведенной ими традиции. А потом все потихоньку сошло на нет. И только Виктор Узинский и его златоустовский приятель продолжали отдавать дань памяти павшим героям личным 50-километровым пробегом «Миасс-Чебаркуль-Малково-Миасс».
… А Вечный огонь в Миассе горит. И будет гореть как символ священной памяти о тех, кто ценой своей жизни спас мир от фашистской нечисти.
Наталья Корчагина