Здания XIX века в старой части Миасса хранят воспоминания о прошлом города.
Дом купца Смирнова является архитектурным памятником и имеет богатую историю. Особняк, построенный купцом первой гильдии Василием Гавриловичем Смирновым во второй половине XIX века, находится в исторической части Миасса, откуда началось развитие города.
Возродили из руин
Принадлежал дом, а точнее целый торговый квартал, купцу Смирнову до октябрьской революции 1917 года. Затем в нем находилась продовольственная управа, а после рабочие напилочного завода открыли в помещении клуб имени Л. И. Силкина — расстрелянного революционера. Во времена Великой Отечественной войны в здании располагалась школа авиамехаников, которая отправила на фронт 2000 специалистов, а после была возобновлена работа клуба, просуществовавшего до перестройки.
В 1990х годах здание закрыли, много лет оно пустовало, и за 20 лет местные жители разграбили его на собственные нужды. Пытались даже растащить по кирпичику, но не смогли разобрать особую кладку, которая называлась «в замок». Для прочности в раствор добавляли яичный белок и известняк, брали местную глину определенного состава, и на протяжении полутора веков этот раствор с каждым годом становился все крепче.
От купеческого дома оставались одни руины, но нашлись люди, которые не дали историческому наследию города кануть в Лету. В 2014 году частный инвестор Елена Семёнова выкупила здание у города, восстановила на собственные и заемные средства и открыла в нем музей для жителей и гостей Миасса. На реставрацию с участием экспертов и строителей ушло около полутора лет. Особую ценность представляет фасад здания, который был отреставрирован, при этом цветовая гамма, балкон, лепнина остались в точности такими же, как и при купце Смирнове. Всю мебель и утварь музею подарили жители Челябинской области, кое-что пришлось отреставрировать, но большинство вещей оставили в первозданном виде.
Искусство торговли
В XIX веке в Миассе активно шла торговля, потому на первом этаже дома располагались торговые ряды, где проходило самое грандиозное для города событие – ярмарка. Туда люди приходили не только за покупками и развлечениями, но и чтобы заводить новые знакомства, заключать сделки.
Миасские купцы особенно славились благотворительной деятельностью. Во время ярмарки открывалась специальная лавка, куда купцы отдавали часть товара, а нуждающиеся могли бесплатно брать там все необходимое.
Напротив особняка находится здание, где раньше располагался гостиный двор или, как его еще называли, доходный дом, в котором останавливались приезжие купцы. На первом этаже был трактир, куда женщин не пускали, а мужчины заключали там сделки, отдыхали и веселились с цыганами. В рамках благотворительности в доходном доме нуждающимся выделяли помещение для бесплатного ночлега. Рядом находится бревенчатое здание, в котором была купеческая пекарня и магазин, где продавали хлеб, зерно, крупу и муку.
Что касается торговли, то у купцов был определенный свод правил, который они должны были соблюдать. Торговец сначала знакомился с покупателем, заводил с ним длинную беседу о жизни, не забывая о чувстве такта, узнавал таким образом, в чем нуждается покупатель и плавно подводил к тому, чтобы человек сам спрашивал у купца о наличии этого товара, на что получал ненавязчивый ответ: «Ну, если вам очень нужно… то я могу помочь».
Отметим, что купеческое слово в те времена была самым надежным, нерушимым ни при каких обстоятельствах, купец мог даже продать товар себе в убыток, но по той цене, о которой договорились. Он знал, что если нарушит слово, то больше никто с ним дел иметь не станет.
К дому купца Смирнова примыкают мастерские, где изготавливали всевозможные вещи, которые продавали на ярмарке. А за мастерскими находился огромный сад, который работникам Дома купца Смирнова удалось возродить, деревья снова плодоносят. В саду растет много вишни, черной смородины, барбариса, кизила, жимолости, груши, яблонь, а также лекарственные травы. Раньше вместо дезодоранта и освежителя воздуха люди собирали различные травы, наполняя ароматами дома. Лекарственные травы помогали при простудных заболеваниях, а душица и зверобой – одни из самых хороших антидепрессантов.
Купеческий сад
Варенье из фруктов и ягод, выращенных в купеческом саду, можно попробовать и сегодня, на первом этаже музея подобно торговым рядам прошлого расположились стеллажи с разными вкусностями. Рядом на стене висят огромные черпаки, которыми раньше доставали соленья, варенья и моченые яблоки из дубовых бочек. Чуть дальше развешаны букеты тех самых лекарственных трав, что были в почете у людей того времени. А на полках стоят всевозможные предметы быта, которые продавались на ярмарке, особое внимание привлекают самовары царских времен.
К самовару, кстати, в Миассе было особое отношение, потому что большое место в жизни купцов занимало чаепитие. К слову, помимо трав и варенья в музее собственноручно изготавливают чаи. Самый популярный – копорский, многим он известен как иван-чай, а название «копорский» произошло от древнего русского села Копорье неподалеку от Петербурга, в окрестностях которого было распространено его производство. В Миассе этот чай в промышленных масштабах изготавливали еще со времен Екатерины II. Копорский чай – это кладезь витаминов и минералов, в Доме купца Смирнова его ферментируют по старинному рецепту, собирая иван-чай в экологически чистых местах.
Мерились кирпичом
Первый и второй этажи особняка были изолированы друг от друга: на первом, как мы уже знаем, шла торговля, а на втором Василий Гаврилович жил со своей семьей. Из купеческой опочивальни окна выходили на доходный дом и пекарню, все тщательно контролировалось.
Учитывая то, как рьяно жители пытались растащить здание по кирпичику, балки на втором этаже уцелели, видимо, по счастливой случайности, потому что на первом они были нещадно спилены. На каждой стоит клеймо – ДЗ30 (Демидовский завод, 1830 год). А на каждом кирпиче, из которого построен дом, — монограмма «МГ» («Миасс-глина»), являющаяся знаком качества. Кирпич тогда был очень дорогой, 1000 штук стоила 15 рублей, тогда как корову продавали по три рубля, потому построить дом из кирпича могли себе позволить только очень обеспеченные люди. Остальные строили жилище из бутового камня, и только возле окон и дверей выкладывали кирпичом, специально оставляя этот участок незаштукатуренным, чтобы гости видели кирпичную кладку и могли оценить состоятельность хозяина. Сложно представить, насколько богат был Василий Гаврилович, ведь полностью два этажа – а это 3000 квадратных метров – он выложил из кирпича. При этом фасад здания был полностью оштукатурен, а внутренние стены оставляли открытыми, чтобы показать кирпичную кладку.
Не только кирпичом мерились в XIX веке, о богатстве и благосостоянии хозяев судили еще и по размеру окон и дверей. В те времена старались делать небольшие двери, чтобы сохранять тепло. Смирнов нашел рациональное решение: парадный вход в жилые помещения и «двери на ярмарку» были около пяти метров в высоту, а все остальные двери, которые не попадутся на глаза гостям – обычного размера. Сейчас это одни из самых крупных дверей в Миассе. И только представьте высоту потолков…
С корабля на бал
После торговых рядов и купеческих апартаментов мы попадаем в бальную залу, стены которой украшены искусными картинами, а потолок – невероятным витражом, тут знатно постарались современные миасские мастера. Балы традиционно устраивали после ярмарки, самым торжественным был Рождественский. Проходили здесь и благотворительные балы, куда приглашали офицеров, местную знать, сестер Романовских из семьи горных инженеров, прославившихся своими благодеяниями. Самое известное – строительство Миасской женской гимназии, преемницей которой стала средняя школа № 1. На деньги от благотворительности строили церкви, госпитали, помогали погорельцам, да и вообще всем нуждающимся. На торжественных балах традиционно подавали вкуснейшие брусничные пельмени в розовом шампанском.
В особняке и сейчас проводят балы, местный танцевальный клуб ставит танцы тех времен, гостей встречает балетмейстер во фраке, жители наряжаются в бальные наряды, танцуют, музицируют, читают стихи.
Из зала попадаем в кабинет купца, где мужчины могли уединиться во время торжества для заключения сделки. Мягкая старинная мебель отреставрирована, а стол и шкаф сохранились в первозданном виде, на столе разным деревом выложена шахматная доска и лежит атлас 1914 года выпуска.
В повседневной жизни купцы одевались достаточно просто, если кто-то из их круга носил модную одежду, это считалось дурным тоном, купцы от него отворачивались. Одевались дорого только на балы. А вот купчихи носили красивые платья, которые выписывали из Европы, каждый день. Что интересно, одежда чаще всего казалась им скучной, потому они добавляли к нарядам цветы, кружева, рюши, перья, накидывали шаль или платок.
«Умный» дом
На протяжении всего здания Дома купца Смирнова находятся огромные подвальные помещения высотой около пяти метров, которые купец сдавал в аренду. Благодаря высоким и широким проходам обозы сразу же завозили товар на телегах в помещение. Интересным образом выложены в подвалах окна – ступеньками под наклоном, делалось это для того, чтобы дневной свет как можно дольше проникал в помещение.
Стены выложены идеально ровной кладкой из прочного бутового камня, который очень тяжело поддается даже современным инструментам. Зимой работники шли на реку, пилили лед, закладывали его в такие комнаты и складывали туда продукты питания. Лед не таял даже летом, потому что толщина стен – около метра.
В подвальных помещениях также находилась печь, которой отапливался особняк. Однако дома в то время отапливали дровами, потому что уголь использовали только на промышленных предприятиях. Чтобы отопить 3000 квадратных метров, внутри стен были предусмотрены воздуховоды, кирпич прогревался, и небольшим количеством дров отапливали такие большие помещения. Там же, в подвале, были кухня и прачечная. Имелся у купца и механический лифт, благодаря которому слуги быстро поднимали на второй этаж постельное белье, купеческую одежду и всевозможные кушанья.
Город в Золотой долине
Большинство домов купцов и золотопромышленников имеют еще один этаж под землей, от них в сторону нынешней площади Труда идут подземные ходы, там они соединяются и уходят в сторону леса. Поговаривают, что по этим подземным ходам золотишко на подводах привозили прямо в подвалы зажиточных миасцев. А затем, после Октябрьской революции 1917 года, по ним тайно вывозили обозы с золотом и ценным товаром, сохраняя богатство и собственные жизни.
Многие жители города ходят по улицам и не подозревают, что под ними находятся подземелья. Зачем же это было нужно купцам? Дело в том, что Миасс в те времена был самым богатым городом на территории нынешней Челябинской области, только ленивый не добывал тут золото и не мыл его в реке, люди буквально ходили по золоту. Многие просто выходили за калитку своего дома, начинали копать и находили золотники. А если натыкались на золотую жилу, могли дом убрать, все выбрать и снова дом поставить. А весной был самый благоприятный период, в это время года идет активное таяние снега, с гор начинают течь ручьи, люди подставляли свою тару и намывали золотой песок буквально у ворот своих домов. Чтобы понять, насколько город был богатым, стоит сказать, что царская казна пополнялась тоннами золота из Миасса на протяжении 50 лет.
А вот судьба миасских купцов после Октября 1917 года нам неизвестна. Не сохранилось абсолютно никаких сведений о том, куда же они в одночасье «испарились». Остается только гадать…
Фото Давида Ахмедова