В День культуры рассказываем о человеке, роль которого в деятельности учреждения культуры значительна, но не так заметна. Это звукооператор Городского дома культуры Ильяс Муратаев.
Март щедр на праздники. Сегодня, 25 марта, День работников культуры. Сфера культуры — это всегда что-то яркое, броское, запоминающееся. Мы можем не знать в лицо ученых с мировым именем, но местных артистов, певцов, танцоров, режиссеров узнаем вмиг — и имена их на слуху, и таланты хорошо нам известны.
Но сегодня хотелось бы рассказать о человеке, роль которого в деятельности учреждения культуры значительна, зато самого его публика замечает не всегда. Это звукооператор Городского дома культуры Ильяс Муратаев.
На всю катушку
Такова уж судьба любого звукооператора — большую часть рабочего времени проводить в компании звукозаписывающей и всякой другой аппаратуры. Он, по сути, — «человек-невидимка». И, думаю, никто из восторженных зрителей никогда не подходил к нему со словами благодарности. Все аплодисменты адресуются тем, кто на сцене. И вряд ли в голове мелькнет мысль, что все музыкальные эффекты и красочное видео-оформление шоу-программы, концерта или спектакля сделаны руками и душой (непременно — и душой!) «человека-невидимки».
Мужчины в сфере культуры — большая редкость, а тех из них, кто пришел не «сливки снять», а творить на всю катушку, — еще меньше.
В трудовой книжке Ильяса всего одна запись: «Принят в Городской Дом культуры…» — и дата: «1999 год».
Согласитесь, такая многолетняя верность и бескорыстная преданность когда-то выбранному месту работы дорогого стоит…
Заслуги Ильяса Муратаева не раз были отмечены на местном и региональном уровне (не каждый звукооператор, например, удостаивается благодарственного письма и премии Законодательного Собрания Челябинской области), хотя сам он об этом говорить не любит. Да и вообще, как подобает настоящему мужчине, скромен, сдержан, молчалив. Но за него «говорит» работа. Да еще как говорит!.. Но об этом чуть позже.
В эстраду!
В детстве Ильяс мечтал об аккордеоне, но, послушав старшего брата, решил учиться игре на фортепиано. В старших классах появился интерес к эстрадной музыке, который подросток утолял во время занятий с миасским музыкантом Владимиром Вагановым. Таким образом он освоил синтезатор, гитару, ударные. Пробовал писать песни на собственные стихи.
По окончании музыкальной школы поступил в Миасский колледж культуры и искусства на фортепианное отделение. Спустя некоторое время понял: «Карьера пианиста — это не совсем то, чем хотелось бы заниматься в жизни», — и перевелся на эстрадное отделение (специализация «клавишные инструменты») Магнитогорского музыкального училища при Магнитогорской государственной консерватории имени М.И. Глинки.
Годы учебы пришлись на нелегкое для страны время перестройки. Однако та атмосфера творчества, которая царила в училище, с лихвой перекрывала житейские невзгоды. Скромную стипендию будущие музыканты тратили на кассеты, а питались в основном гречкой с жареным луком — вкусно, просто, недорого. Если же выпадала возможность, подрабатывали грузчиками — и заработанные нелегким трудом деньги тоже шли на творчество.
По словам Ильяса, эстрадная музыка изначально предполагает умение импровизировать в джазовой манере, а чтобы научиться этому, приходилось часами слушать композиции знаменитых джазменов, пробовать повторять за ними, а потом и самому что-то сочинять. Вот тут-то и пригодились уроки Владимира Ваганова…
Ильяс настроился продолжать учебу, но именно в год окончания училища набора на эстрадное отделение в консерватории почему-то не было. Пришлось вернуться домой, в Миасс…
Выходя из тени…
Бегущая строка на местном телевидении подсказала вчерашнему студенту, где искать работу. Он обратился в ГДК, был принят руководителем кружка игры на гитаре. Когда освободилась должность звукооператора, стал совмещать.
— Изначально я не планировал стать штатным звукооператором, — говорит Ильяс, — а сейчас даже не представляю другой работы. Что нравится?.. Нравится все: подбор музыкального и видеоматериала, подготовка фонограмм, но особенно — репетиции. Бывает, что в случае крайней необходимости, и сам выхожу на сцену.
…Да-да, иногда «невидимка» обретает плоть и кровь и становится артистом. По словам директора ГДК Елены Буровой, артист он — на все руки: прекрасный пианист и концертмейстер, великолепный солист, ударник, гитарист.
— На заре становления «Вольницы» его руководитель Николай Михайлов попросил поддержать коллектив, я не отказался. Мы тогда много ездили по области в поддержку одного из кандидатов в депутаты. И хотя я не певец, но петь понравилось — это была непривычная для меня сфера деятельности. В середине «нулевых», когда ансамбль окреп и прирос людьми, я ушел. Сейчас иногда выхожу на сцену как солист, но времени в обрез — надо осваивать новые инструменты.
Новые инструменты?.. Да-да, не удивляйтесь! Ильяс, которого так и хочется назвать «человеком-оркестром» (гитара, клавишные, ударные, кларнет, саксофон, окулеле, банджо), недавно приобрел китайские гусли и двухструнную китайскую скрипку.
— Я пока только осваиваю их, — говорит Ильяс, пристраивая на колено заморскую струнную гостью. — Это совсем другая, не классическая скрипка, звучание которой напоминает человеческий голос…
…И чуткие пальцы музыканта извлекают из «китаянки» теплый, певучий звук…
Есть простор!
— Ильяс, а музыку сочиняете?
— Чисто инструментальных произведений нет. Но есть песни. Сначала возникает музыка, а потом рождаются слова.
— Говорят, у вас есть своя группа?
— В 2000-х, когда вышел сериал «Ранетки», в ГДК хлынули девчонки. Занимался с ними, даже было несколько составов. Потом пришли взрослые парни, которые играли в молодости, а когда обзавелись семьями, то музыку бросили. Накатила ностальгия — пришли, объединились в группу «Токсиген», играем с ними.
— Чем объяснить вашу верность ГДК?..
— Тем, что здесь есть простор для творчества.
— У тебя есть время, желание и возможности для творчества. Больше ни о чем уже не мечтается?
— Пока у меня есть чем заняться, а там видно будет. Куда понесет поток, тем и займусь. Не люблю загадывать.
Слово коллегам
Елена БУРОВА, директор ГДК:
— Говорят, что если нашел работу по душе, то можешь не работать. Это про всех работников культуры сказано — и про Ильяса тоже. Он безотказный. Если надо поработать в выходной – выйдет. Надо задержаться вечером – задержится. Ильяс Фаритович очень самобытный, творческий человек: дай ему идею — разовьет, переиначит и сделает не просто хорошо, а очень хорошо, по-своему, оригинально.
Анастасия АРЕНИНА:
— Ильяс Фаритович — настоящий специалист своего дела. Невозможно представить мероприятие Городского Дома культуры без звукового оформления под его руководством. Самый скромный, талантливый, ответственный и доброжелательный наш коллега!
Анна СЫСОЕВА:
— Про Ильяса сложно говорить. С коллегами он добродушный, предупредительный, вежливый, внимательный. В песнях — мужественный, открытый, яркий. В игре на рояле — романтичный, живой, настоящий профессионал. В плане творчества — очень одаренный. И именно в творчестве проявляется его истинное «Я».
Виталий ЧИКИШЕВ:
— Ильяс Фаритович — пожалуй, старейший из работников ГДК по стажу. Неприхотливый и неконфликтный. Талантливый музыкант. Никогда не откажет в помощи. Профессионал своего дела. Он живет своей работой.
Наталья Корчагина
Фото из архива Ильяса Муратаева