Любителей стихотворного жанра в Миассе хоть отбавляй. И среди них немало таких, кто и сам слагает стихи. Одна из них — Тамара Симовских, жительница Тыелги. Ее поэтический стаж — 60 лет…
Даровано свыше
«На заре туманной юности» едва ли не каждый второй подросток пытается доверить бумаге свои чувства. Однако мало кто продолжает сочинять в последующие годы — то ли пылкость чувств угасает, то ли элементарно не хватает времени, то ли вдохновение ушло и больше не вернулось.
У Тамары Симовских все было по-другому. Именно первая любовь подтолкнула ее к литературному творчеству, ставшему потом ее спутником на всю жизнь. И таким же верным и надежным спутником стал тот, кому посвящались те давние, пронзительно-искренние и трогательные стихотворные строчки.
Жизнь любого человека подобна увлекательнейшему роману — с той лишь разницей, что она не выдумана досужим сочинителем, а дарована нам свыше.
«Участь ее была решена»
В 15 лет в жизнь девушки вошла любовь — одна и на всю жизнь. Все было просто: жили по соседству, гоняли мяч во дворе. А потом Тамара случайно узнала, что сосед пишет стихи… И, перефразируя Пушкина, «участь ее была решена». Свои переживания — иногда в рифму — доверяла только дневнику.
Шесть лет продолжалась эта дружба. Володя ушел в армию, Тамара окончила школу, устроилась работать, по вечерам пела в театре музкомедии. И с нетерпением ждала солдатских весточек. И хотя в письмах друг просил «не ждать и не надеяться», она все равно ждала. И дождалась!
Сыграли свадьбу. Один за другим народились дети, хлопот заметно прибавилось, но Тамара продолжала писать.
Из заповедника — в Киевку
В 1975 году семья Симовских переехала на кордон «Сырыткуль» в Ильменский заповедник. Ветхая избушка лесника их стараниями быстро превратилась в уютный дом, куда по выходным приезжали родные и друзья, чтобы насладиться чистым воздухом и звенящей лесной тишиной.
К заповедной жизни привыкли быстро. Завели хозяйство — корову, свиней, лошадь. Старшие дети бегали через лес в новоандреевскую школу. Тамара оставалась дома с малышкой Анечкой и, закончив дела, садилась за стихи — природа дала мощный толчок ее творчеству.
Шесть лет промчались как один миг — и вот уже снова родной Челябинск.
Тамара окончила педагогические курсы, обучилась методу бесконтактного массажа по системе Джуны Давиташвили. Неумолимо приближалась перестройка. Здоровье мужа пошатнулось, и на семейном совете решили: «Поедем в деревню!».
Отыскать место, где бы нашлись и жилье, и работа, оказалось делом нелегким. Объехав всю область, супруги обосновались в крошечной, на 20 домов, Киевке. И здесь Тамара продолжала заниматься творчеством, воспевая в стихах трудную жизнь села, красоту озер и лесов. Через много лет этим стихам нашлось место в альманахе «Графоман», который выпускал Николай Година.
Проведя в Киевке сложные 90-е годы, Симовских на рубеже столетий вновь поменяли место жительства — на Кичигино!
На верном пути
В Кичигино Тамара подружилась с местной поэтессой Любовью Морозовой, которая, оценив талант подруги, ввела ее сразу в два литературных объединения — «Букет созвучий» (руководитель Галина Деенкова, Увельский район) и «Лира» (руководитель Юрий Елизаров, Южноуральск).
— Когда слушаешь других поэтов, то и свои стихи по-другому оцениваешь, — делится Тамара. — Анализируешь, замечаешь, в чем ты силен, а в чем — слаб. Начала над собой работать. Захотелось узнать больше — поехала в поэтический клуб «Светунец» (Челябинск). И поняла, что я пишу на верном пути. Приняла участие в конкурсе, объявленном поэтом Александром Кожейкиным, — и мое стихотворение вошло в сборник «200 новых стихотворений», который быстро разлетелся не только по области и стране, но и по миру. Это вызвало новый всплеск творчества. По совету Николая Годины пробовала себя в разных жанрах, писала притчи, басни, частушки, эссе.
Кстати, именно в Кичигино Тамара начала рисовать. Откуда что взялось?.. Сама не знает. Просто, увидев картины местной художницы, призналась ей, что в детстве завидовала красиво одетым, серьезным детям, которые шествовали в ДК ЧТЗ с папками, полными рисунков и красок. Художница и дала Тамаре первые уроки живописи.
— У меня пока немного работ, — говорит Тамара. — Вот они, мои пейзажи, на стене висят. Но рисовать меня тянет по-прежнему, я уже загрунтовала два холста и, как только потеплеет, возьмусь за работу.
Как по-писаному
На 25-летие свадьбы супруги получили в подарок от детей небольшую златоустовскую гравюру. Рассматривая ее, муж мечтал: «Домик в лесу… Соснячок, березы и речка… Хочу так жить!».
— Эту мечту мы запустили на просторы Вселенной, — посмеивается Тамара, — и получилось все, как по-писаному. Шесть лет назад мы приехали в Тыелгу и нашли здесь то, о чем мечтали. Наш домик стоит будто бы на островке. С одной стороны — речка Тыелга, с другой — ручей, который протекает через весь приусадебный участок. Сразу за забором — лес, сосны и березки. Полтора года обустраивались, поставили баню, развели пчел. Красота тут — неописуемая! Мы были очень счастливы.
А два года назад муж трагически погиб…
Потерять близкого человека — всегда больно. Но Тамара, по ее собственным словам, неисправимый оптимист. Научилась жить одна, с собакой Тайной, сибирским котом Басиком и хрупкой кошечкой Симой .
Впрочем, почему одна?.. Кругом — добрые люди. А по весне — шум листвы, звон капели, журчание родника, пение птиц. И, конечно же, стихи!
«Восхищаюсь тобой…»
— Муж сначала не воспринимал мои стихи всерьез: «Это не поэзия!» — рассказывает Тамара. — А потом начал прислушиваться и, наконец, сказал: «Где ты это все берешь? Я тобой восхищаюсь». Он был моим первым слушателем и критиком. После удачного, по его мнению, стихотворения целовал мне руку. С годами стихи получались все серьезнее, лиричнее, часто — с философским уклоном. Столько было пережито, увидено, столько случалось встреч, новых мест, впечатлений, что уже захотелось как-то все систематизировать, переосмыслить, сделать выводы… Я успешно участвовала в фестивалях «Уральские родники», «Богат талантами Урал», дважды — в Бажовском, а также в конкурсах «Пою тебя, мой край родной», «Рождественская звезда». Недавно познакомилась с «Ильменитом» и получила еще один толчок к творчеству.
… А творчества в жизни этой женщины достаточно. Очень любит принимать гостей и угощает их невероятно вкусными варениками с капустой. С радостью ждет приезда внуков, а их у нее много: четыре внука, две внучки и два правнука!
Уже после ухода мужа она подготовила и напечатала уникальную книгу «Мы», где разместила юношеские стихи супруга (хранила их более полувека!) и свои (тех же лет). «Любовь, она связала крепко — тебя, меня, строку с строкою. И белой яблоневой веткой предстала нынче предо мною…» — так писала 17-летняя Тамара в письме к будущему мужу.
Завтра, 19 марта, Тамара Симовских отметит день рождения. Родиться в преддверии Дня поэзии, по-моему, это очень символично…
Судьба России — в душе поэта,
Она в мечтах и в слезах пропета.
Шелками трав богата, кедром
И родниковой святой водой,
Любима солнцем, дождем и ветром,
Открыта миру ее ладонь.
Из века в век поют ей песни,
А дети к солнцу подняли руки.
Цвети, Россия, со мною вместе,
Неси любовь ту по всей округе.
***
Все вертится и крутится,
Меняется, бежит.
А вправду ли получится
Счастливой эта жизнь —
Судить не нам, но ведаю,
Что замысел таков:
Жить чище, как по-белому,
Жить без черновиков.
Наталья Корчагина