14 марта отмечается Международный день рек.
Мы встретились с заслуженным экологом России, руководителем Общественного экологического совета МГО Александром Лагуновым, который рассказал об основных миасских реках и высказал свое мнение о путях решения их проблем.
У истоков
Миасс — самая длинная река в Челябинской области. Ее протяженность на территории области составляет 358 км, а общая длина — 658 км. Это самый крупный приток Исети. Город Миасс расположен у самых верховий одноименной реки, здесь ее воды самые чистые.
На реке Миасс, там, где река попадает с территории Башкирии на территорию Челябинской области, есть уникальное место — Устиновский каньон (Устиновские известняки). Здесь колоссальный уровень биологического разнообразия.
В ходе русско-финской научной экспедиции в прошлом году это место было выбрано учеными для проведения отловов ночных бабочек, в результате было открыто много новых видов. Например, новый для науки вид ручейника —назван в честь Александра Лагунова — Triaenodes lagunovi Salokannel et Ivanov, 2020. Кроме того, Устиновский каньон — одно их трех мест на Южном Урале, где произрастает редчайший эндемик области — лапчатка Мулдашева.
Основной загрязнитель
Основной загрязнитель на пути протекания реки — это город Миасс. Отсюда в реку поступают очищенные промышленные стоки предприятий, продукты очистки воды после очистных сооружений.
По мнению Александра Лагунова, сейчас законодательство намного жестче, чем в советское время. Ни одно предприятие не работает без определения объемов выбросов и их параметров, платы за них. Над каждым предприятием есть контроль регионального или федерального министерства экологии.
— Если померить чистоту воды у Устиновских известняков и, например, в районе Новоандреевки, то получим совершенно разный набор веществ, которые растворены в водах реки, — рассказывает Александр Васильевич. — Далее по течению в реку Миасс в районе Карабаша добавляются стоки реки Сак-Елга. Это и есть одно из самых загрязненных мест.
Хорошая новость в том, что сегодня в районе Карабашского узла проведена масштабная реконструкция, Сак-Елгу пустили по новому руслу, а то, что осталось — так называемый «Рыжий ручей» — теперь отдельная речка с грязной водой, содержащей целый набор тяжелых металлов.
— Процесс очистки Сак-Елги только запущен, объемы воды пропускаются небольшие, нужно время, чтобы наработать биологическую массу, попросту говоря, чтобы специальные виды «очистных» водных растений могли вырасти, — говорит эколог. — Тем не менее достаточно грязная вода Рыжего ручья попадает в реку Миасс практически сразу в верховьях Аргазинского водохранилища, а это основной питьевой водоем для миллионного Челябинска.
— Наш регион — вододефицитный. Нехватку воды мы стали ощущать сразу в послевоенные годы, когда более 600 предприятий было эвакуировано на территорию нашей области, — рассказывает Лагунов. — Это практически сразу вызвало региональный экологический кризис, но тогда никто не думал о последствиях, об очистке выбросов, воды, не до этого было, основная задача тогда стояла — сражаться с врагом.
По мнению Александра Лагунова, берега реки Миасс нужно благоустраивать: делать пляжи, очищать дно, дать людям возможность отдыхать и купаться. Где-то укрепить набережную, нуждаются в ремонте и подвесные мосты.
Песок и дробь
Миасский городской пруд — искусственный водоем, который расположен в историческом центре города. Он был образован запрудой вод реки Миасс в 1776 году для работы машин медеплавильного завода.
В старые времена на пруде стояла драга по промывке золота, попутно добывали платину, торф и строительный песок. При этом в золотую фракцию попадал и свинец — дробь от зарядов охотников — самодельная, рубленная, современная после дроболитейного производства, встречались и медные пули.
— В 90-х годах пруд был капитально очищен, получены горы песка, который стали активно использовать в строительстве в разных частях города. Песок со дна пруда был дешевле, чем если бы его добывали путем разработки месторождения, — рассказывает эколог. — Песок был сертифицирован, на него имелись необходимые документы. Сегодня эти горы почти закончились.
По мнению Александра Васильевича, облагораживание прибрежных территорий пруда может стать важным звеном в развитии туризма в исторической части города.
— В старом Миассе есть на что посмотреть: Городской краеведческий музей, Музей пельменя, Михайловский дворец. Я считаю, что в районе пруда необходимо сделать рекреационную зону на летний период с мостками, катанием на лодках. Кстати, там плавать будет гораздо более безопасно, чем на озере Тургояк.
«Вырезать» русло
Река Исток раньше вытекала из озера Тургояк в районе городского пляжа. Несмотря на то, что она была небольшой, имела крайне важное значение для поддержки экологического равновесия Тургояка. Дело в том, что при повышении уровня озера толща воды заливает мелководье, и накопившаяся за период мелководья органика — трава, кустарники, деревья, почвенные остатки — массово поступает в Тургояк. Это вносит существенный вклад в загрязнение воды в озере. Именно в этот период Тургояк начинает цвести.
— Основные загрязнения в Тургояке накапливаются в верхнем слое воды. Вся биологическая масса, которую затопляют воды озера, превращается в своего рода удобрение — она содержит такие биогенные элементы, как азот, фосфор и другие. Вспомните, как в 2004 году вся чаша Тургояка зацвела, а качество воды резко упало (в истории озера это произошло впервые). Если с верхнего уровня сливать воду, что и обеспечивала ранее река Исток, то мы бы внесли самый мощный вклад в сохранение чистоты природных вод Тургояка, — считает эколог.
Первый раз реку Исток перекрыли в 1937 году. Тогда была сильная засуха, уровень воды в Тургояке упал, и, чтобы озеро наполнялось, реку перекрыли плотиной. Вторая плотина была построена в начале 1950-х. В 90-е в поселке Тургояк началась массовая приватизация земельных участков, их «нарезали» без учета русла реки Исток. По мнению Александра Лагунова, это была основная ошибка и нарушение законодательства.
— Даже сегодня долина реки четко прослеживается. В реестре рек России Исток есть, и его нужно восстанавливать, — говорит эколог. — Сейчас на месте течения реки — частные земли, стоят малые постройки: бани, теплицы.
В 2000-х годах уровень воды в Тургояке поднялся, и речка Исток потекла, затопляя участки, перехлестывая через дорогу в районе храма и далее, снося парники и теплицы.
— Сейчас нужно провести обследование русла и в соответствии с Водным кодексом «вырезать» русло реки Исток из частных владений, — считает Александр Лагунов. — Сегодня уже есть проект реконструкции городского пляжа, который учитывает реку Исток, предполагает укрепление ее берегов, благоустройство набережной в районе пляжа.
«Ныряющая» река
Река Куштумга — памятник природы Челябинской области. Верховье начинается у подножия Александровской сопки. Раньше на реке стояла деревня Куштумга, рядом с которой велось секретное производство по заправке ракет. Протечки ракетного топлива на основе гептила, к сожалению, происходили время от времени. Следы вещества просачивались в верховье реки, были случаи отравления туристов и жителей деревни. Тогда было принято решение о переселении деревни Куштумга. И сегодня на реке есть место, которое загрязнено достаточно серьезно, это так называемая территория завода «химдым».
Главный приток Куштумги — река Сухокаменка. Она берет свое начало чуть ли не с подножья горы Ицыл, протекая через сохранившийся участок густой темнохвойной тайги, где нижняя часть кроны елей и пихт достигает земли. Раньше там проходил всесоюзный туристический маршрут. Большая его часть теперь относится к территории национального парка «Таганай».
Сухокаменка протекает через известковый массив, уходит под землю, потом снова «выныривает» перед впадением в Куштумгу. Это происходит не каждый год — сухое русло (откуда и название — Сухокаменка) появляется только в самые засушливые годы.
Обе реки крайне интересны в научном отношении. В Куштумге, например, обитает радужная форель — она включена в областную Красную книгу, охота на нее запрещена законом.
— Форель в Куштумге — не аборигенный вид, — рассказывает Александр Лагунов. — Еще до войны эту рыбу запускали в Тургояк, где не было песчаных участков для икрометания. Поэтому рыба мигрировала по речке Исток в реку Миасс, спустилась чуть ниже до устья Куштумги, поднялась и нашла себе прекрасные места для икрометания. Образовалась устойчивая популяционная группировка.
По течению Куштумги — в верховьях и среднем течении — сохранились коренные реликтовые леса, относящиеся к темнохвойной тайге: ели, пихты, лиственницы.
Есть в устье реки и другой ботанический уникум — вяз гладкий — это самая крайняя восточная точка распространения этого вида на Южном Урале.
— Куштумга и Сухокаменка — реки чистые, — считает Александр Лагунов. — Единственный загрязняющий фактор на пути течения Куштумги — поселок Северные Печи. Обе реки подвергаются и трансграничным загрязнениям со стороны Карабашского комбината. Известно, что облако, «богатое» химическими элементами, накрывает большую часть Ильменского заповедника и Тургояка.
«Сколково» на Атляне
В 60-е годы участок реки Атлян, начиная с ее верховий до места впадения в Поликарповский пруд, был областным памятником природы. Река интересна тем, что верхняя ее часть носит типично горный характер, она течет по камням, имеет естественный облик.
— После трассы М5 вся долина реки Атлян была преобразована многолетней золотодобычей. Сейчас она течет там не по естественному руслу, а по толще перемытых песков и глин, которые накопились в результате промывки золота, — говорит Александр Лагунов.
Начальник Златоустовского горного округа в 30-40-х годах 19 века Павел Петрович Аносов устроил на реке Атлян нечто вроде современного Сколково или Кремниевой долины. Карьер Косой пласт, шахты и шурфы — их следы сохранились до сих пор. Для золотодобычи того времени это был настоящий опытный полигон. Сюда съезжались инженеры и специалисты по добыче золота со всего света: бельгийцы, французы, американцы, египтяне. Это была школа с самыми современными приборами золотодобычи, которые были изобретены на Урале. «Горный журнал» того времени содержит массу описаний полезных приспособлений, промывочных машин, которые были испытаны в этом месте.
В 2012 году было проведено исследование, согласно которому нижнее течение реки Атлян рекомендовали исключить из числа памятников природы.