Книга «Ильменитовая чаша», недавно вышедшая в свет при поддержке управления культуры администрации Миасского округа, охватила 90-летний период истории организации, которая в 1930 году объединила литературно одаренных миасцев в единый коллектив при редакции газеты «На борьбу».
«Почему человек начинает писать?.. Тайна сия есть. Каждый из нас приходит на землю со своим даром», — с этой фразы руководителя городского литературного объединения «Ильменит» Каринэ Гаспарян началась наша беседа о книге «Ильменитовая чаша», составленной ею в соавторстве
с Борисом Фридлянским.
Меняющие мир.
Книга «Ильменитовая чаша», недавно вышедшая в свет при поддержке управления культуры администрации Миасского округа, охватила 90-летний период истории организации, которая в 1930 году объединила литературно одаренных миасцев в единый коллектив при редакции газеты «На борьбу». За это время через «творческое сито» прошло около сотни поэтов и писателей разных национальностей, возрастов, профессий, уровней образования.
Каким-то счастливым образом «Ильмениту» удалось избежать «кризиса жанра», и он продолжает расти, цвести и развиваться, радуя нас своими произведениями. Чем объяснить столь удивительное и плодотворное его долголетие?
— Миасс всегда был богат талантливыми людьми — художниками, композиторами, музыкантами, артистами, поэтами, — рассказывает Каринэ Гаспарян. — И, думаю, «виновата» в этом поразительная красота окружающей нас природы. Живя среди таких живописных лесов, гор, рек просто невозможно не взять в руки перо и не попытаться поделиться с листом бумаги переполняющими тебя впечатлениями. В «Ильмените» как раз собрались те, кого я называю «созидателями»: в отличие от «наблюдателей» они не просто любуются красотами, а меняют мир силой своего поэтического слова.
По словам Каринэ, «Ильменит» всегда отличала высокая планка творчества — поэты-«любители» нередко становятся профессионалами, имена и стихи которых теперь известны не только в Челябинской области, но в стране и в мире. В организации девять членов Союза писателей России (Николай Година, Сергей Каратов, Александр Петров, Марат Шагиев, Каринэ Гаспарян, супруги Виктор и Ольга Суродины, Александр Попов, Елена Раннева), а это весомый показатель культурного уровня для не слишком большого города. Некоторые из бывших «ильменитовцев», встав на крыло, покинули Миасс, стали знаменитыми, но малую Родину не забывают.
Учитель с большой буквы.
— В «Ильмените» всегда царит добрая атмосфера, — признается Каринэ Гаспарян. — Мы здесь не просто радуемся успехам друг друга, но и черпаем вдохновение для создания новых стихов. И так было всегда. Я попала сюда в 1987 году с легкой руки Соломона Ароновича Эпштейна. Помню, Николай Иванович Година, на тот момент руководивший литобъединением, сидел за большим круглым столом, а я трепетала, ожидая его вердикта относительно своих сочинений. «Надо писать!» — сказал тогда Година, а много лет спустя дал рекомендацию в Союз писателей и передал в мои руки бразды правления «Ильменитом». Николай Иванович был строгим, но справедливым судьей: он умел на слух исправить шероховатости рифм, замечал нарушение ритма, подсказывал, как заменить неудачное слово более ярким и зримым синонимом. И обязательно давал домашние задания: сочинить сонет, лимерик, панегирик, пьесу, сказку… «Пробуйте себя во всех жанрах!» — говорил Година. И мы пробовали. А потом вместе все это читали, разбирали, обсуждали. Литераторы области завидуют, что у нас был такой учитель, как Година, — Учитель с большой буквы в литературе. Благодаря ему и не без помощи Совета почетных граждан в Миассе открылся единственный в области литературный музей, который стал для «Ильменита» родным домом. Все свои награды, стол, письменный прибор, книги Николай Година отдал сюда. Сейчас он живет в Челябинске, но старается всегда быть в курсе наших дел. Может, например, спросить меня: «Как там Сережа Андрюков?» — и это далеко не праздный вопрос, потому что старейшему «ильменитовцу» Сергею Андрюкову, чтобы попасть на наше заседание, приходится тратить на дорогу около пяти часов. Часть этого времени он преодолевает на лыжах (либо пешком), а на трассе ждет автобуса, который ходит один раз в сутки. Был случай, когда буран и метель подкосили силы Сергея, он понял, что не дойдет, «отдохнул» в сугробе… и вернулся обратно.
Дождь стихам не помеха…
В «Ильмените» немало красивых традиций. Здесь проводятся встречи с приезжими авторами, литературные марафоны, вечера ушедших поэтов (осенью такой вечер посвятят Борису Миронову, Вячеславу Павлову и Александру Романову).
Миасские поэты — желанные гости на всех крупных городских мероприятиях. А 6 июня Каринэ Гаспарян обязательно проведет Пушкинский день, который придумала несколько лет назад:
— Буду читать стихи Пушкина прямо на улице и разложу его книги, чтобы идущие мимо дети могли взять любую и тоже прочитать — хотя бы одно. И даже дождь не помешает мне осуществить задуманное!
В литературном музее есть авторские полочки с портретами и сборниками некоторых старейших «ильменитовцев»: Валерия Кузнецова, Николая Годины, Бориса Склемина, Марата Шагиева, Каринэ Гаспарян, Александра Петрова, Лилии Проскуряковой, Елены Ранневой, Александра Горного, Сергея Каратова, Людмилы Олифировой-Катаевой и других.
Еще одна трогательная традиция — встречи «ильменитовцев» с молодежью.
— На днях выступала в геологоразведочном колледже, а до этого в тургоякской школе, — делится Каринэ. — Подолгу беседовали. Поразили живые, умные детские глаза. Им интересно, они внимают, понимают, просят еще почитать. Интернет никогда не заменит живого слова — всегда говорю об этом. И пока живо слово, жива и Россия. К счастью, у нас много пишущей талантливой молодежи — об этом свидетельствует поэтический конкурс, который шестой год проводят наши библиотеки. Мечтаю создать детскую студию. Любому человеку, даже маленькому, важно понять себя. В этом помогут листок и ручка.
«Мы и есть та почва…»
Сама Каринэ Гаспарян пыталась понять свое предназначение с детства. И однажды написала сочинение четырехстопным ямбом!.. Учитель попросила прочитать его вслух — и класс замер, завороженный красотой поэтического слова.
— Потом я решилась пойти в Союз писателей Дагестана, — вспоминает Каринэ, — и Расул Гамзатов ободрил: «Пиши, но лучше на родном языке — а иначе как еще можно писать о своей Родине?» Стихи напечатали в газете «Комсомолец Дагестана» и выплатили мне, девочке, огромный по тем временам гонорар — три рубля. И везде, где бы я потом ни жила, занималась в литобъединениях. Благодарна своим Учителям — поэту и прозаику Глебу Горбовскому, Соломону Ароновичу Эпштейну, Николаю Ивановичу Године.
— Будучи медиком, всю жизнь работаю в больнице и вижу: великая все-таки сила у слова — оно может и лечить, и убивать. Я обычно пишу ночью, уложив детей. Откуда берутся стихи?.. Трудно сказать. Работаешь, ходишь, общаешься, а они внутри зреют. Приятно, что мои стихи нравятся людям — их читают в 27 странах мира. Творческие люди — не простые, я называю их «мятущиеся души». Очень бы нам хотелось побольше внимания от городских властей… Как говорил Николай Година, «настоящих писателей мало, появляются они раз в столетие, но для их рождения нужна почва! Вот мы и есть та почва, тот чернозем, на котором зреют ростки будущей культуры».
Наталья Корчагина