Призыв редакции к читателям — поделиться историями, случившимися во время службы в армии, вызвал живой отклик миасцев. Самые интересные мы публикуем сегодня.
Парашютный кайтинг.
В 60-х годах на военных сборах у нас были учения. Мы прыгали с парашютом. Я прыгнул, все было удачно, но «сел» достаточно далеко от точки приземления. Была зима, и снега было очень много — по колено. Дойти с парашютом было бы очень тяжело и долго, поэтому я решил добраться до точки интересным способом: за счет силы ветра. Парашют я не «погасил», и ветер, подхватив его, потащил меня по земле в сторону точки приземления. Мои товарищи, заметив неладное, стали кричать, чтобы я «гасил» парашют, думая, что я не справился с ним. Но я удачно «доехал» до нужного места и уже там успешно «загасил» парашют.
Владимир Чуйкин.
Бензовоз и белая шуба.
В 1977 году я был призван на службу в железнодорожные войска Советской Армии. Мне выпало служить на строительстве БАМа. Одна история произошла со мной в начале 1978 года. Январь — это месяц активного обучения личного состава. Работы непосредственно по строительству трассы — в минимальном объеме. Идет обустройство в гарнизоне. Интенсивно заготавливаются дрова, ведь морозы в этом месяце всегда за -30°С, а 28-29 января днем было -40°С.
27 января я вернулся из отпуска. В Иркутске из-за задержки вылета я просидел сутки и опоздал в часть. На другой день передо мной (а виноватому отказываться нельзя) сразу поставили задачу: на станции Джалингра стоит цистерна с дизельным топливом, которое необходимо переместить в батальон на склад ГСМ. Вроде дело несложное, и плечо подвоза небольшое — 8-10 км, но…
Пока получил задачу, стало темно (зима, день короткий), бензовоз МАЗ-500 АЦ-8 мог перевозить не более 8 м3, а автомобиль был в не самом лучшем состоянии: не действовала печка отопления кабины, и насос для перекачки горючего работал ненадежно.
Тем не менее простой цистерны — это не только нарушение, но и штраф, а приказ начальника — закон для подчиненного, мы с рядовым Ямщиковым сказали «Есть!» и отправились выполнять задание.
Объем цистерны — это примерно
60 м3. Таким образом, нам предстояло сделать не менее восьми рейсов. Рейс — это дорога до станции 8-10 км, налив (хорошо, что солярка зимняя, текучая), дорога обратно, слив в складскую емкость.
И все бы ничего, насос нас не подвел, работал и на налив, и на слив, но отсутствие тепла в кабине очень осложнило выполнение задания. Холод для нас был не страшен. Обмерзало лобовое стекло, а это — опасность для водителя в условиях кромешной тьмы на обычной грунтовой дороге. Разожгли паяльную лампу. Водитель рулил, а я аккуратно водил лампой у стекла. Тоже плохо: стекло отражало пламя, и Ямщиков не видел дорогу. Приспособил пустое ведро, в которое я поместил лампу и водил у стекла уже ведром с лампой внутри. Таким способом вроде получилось отогревать стекло и вести машину. Про опасность открытого огня в бензовозе как-то не хотелось даже думать!
И все-таки мы победили. Утром доложили комбату о выполнении приказа. Мало того, что руки и лица были закопченые, так и моя белоснежная шуба (на фото Сергей — в центре), в которой я благополучно съездил в отпуск, тоже закоптилась.
Сергей Григорьев.
«Венец» службы.
В 18 лет я был призван в Советскую армию. Прибыли мы в город Вильнюс (Литва). Мы с несколькими земляками попали в полк ПВО (противовоздушная оборона).
Когда пришло время распределения по ракетным точкам, я попал в 3-й дивизион, в радиотехническую батарею на должность оператора ручного сопровождения целей. Наш полк ПВО охранял воздушное пространство вокруг города.
И началась армейская служба: наряды, караул, дневальные, столовая, изучение материальной части под индексом 75. Ребята постарше («старики») особо не обижали новобранцев — наверное, из-за малочисленности личного состава. Служба проходила интересно, выезжали на учения, а в свободное время играли в футбол и волейбол. В городе Елгава была подшефная школа-интернат, куда мы время от времени наведывались с импровизированными концертами.
…В 60-годы США вели войну во Вьетнаме. Советские комплексы там очень хорошо себя зарекомендовали. Один из наших офицеров был командирован во Вьетнам для оказания помощи вьетнамскому народу. Через несколько месяцев он вернулся в дивизион и много рассказывал о Вьетнаме, о боевых действиях, о героических поступках вьетнамских солдат. Например, при налете американской авиации солдатам приходилось укрываться в окопах, в которых стояла вода и ползали змеи. Так вот, подбежав к окопу, один вьетнамец падал на дно, на него падал советский солдат, а сверху его прикрывали еще трое вьетнамцев.
Опыт, полученный во время тех событий, помог внести коррективы в живучесть наших комплексов.
«Венцом» службы были боевые стрельбы на полигоне, к которым мы тщательно готовились. До полигона добирались по железной дороге со своей боевой техникой.
…Капустин Яр, Астраханская область. Пески. Жара под 30 с лишним градусов. Нам определили площадку, с которой мы должны были стрелять. Дивизиону поставили задачу — уничтожить высотную цель (ракету) и низко летящий беспилотник. С задачей справились на отлично, всех операторов наведения, и меня в том числе, поощрили отпуском на родину.
Владимир Черкасов, почетный гражданин Миасса.
Служил Советскому Союзу.
Я был призван в ряды Советской Армии в 1968 году, демобилизовался в 1970-м. Служил в составе группы советских войск в Германии (ГСВГ). В то время это была ГДР.
Помимо занятий по боевой и политической подготовке и секретных работ я с удовольствием крутил кинофильмы, был художником-оформителем. Прослужив восемь месяцев, я получил 15-дневный отпуск, побывал дома, в южном Казахстане.
Что мне понравилось в ГДР? Это честность, порядочность немцев, которые с симпатией относились к нам, советским солдатам. И всюду — порядок, чистота и эстетика. И конечно же, идеальные автобаны, по обеим сторонам которых красовались деревья. Еще запомнились замечательный концерт Людмилы Зыкиной и помощь гражданскому населению в сельхозработах.
В армии я нашел много друзей, которых я помню до сих пор, ведь святая солдатская дружба не забывается.
В заключение скажу, что горжусь тем, что мне, гражданину СССР, выпала честь проходить воинскую службу в ГСВГ в местечке Шперенберг.
Юрий Балановский, житель Миасса 1949 г.р.
Ищу сослуживцев!
Если вы проходили службу с 1968 по 1970 годы (осенний призыв, полевая почта 04521)
в местечке Шперенберг (ГДР), пишите:
456318, г. Миасс, ул. Вернадского, д. 20, кв. 5, Юрию Яковлевичу Балановскому.