Ямы на дорогах заставляют автовладельцев быть внимательнее, но чаще всего просто оставляют машины без колес, дисков и бамперов. В Миассе к традиционным российским ямам и выбоинам добавляется своя, родная проблема — колейность и неубранный снег.
Этой зимой «достается» и пешеходам, и водителям — обильные снегопады «заставляют» их время от времени утопать в снегу и буксовать в снежной каше. Дорожники не всегда успевают оперативно убирать снег. Хотя согласно ГОСТу Р 50597-2017 правила уборки дорог строго регламентированы. Что он гласит?
Согласно ГОСТу
Снег на всех дорогах городов должен быть убран полностью, исключение составляют дороги с невысокой интенсивностью движения (до 1 500 машин в сутки). На таких дорогах допускается уплотненный снежный покров, а скорость движения ограничивается 60 км/ч.
Что касается сроков уборки снега и устранения зимней скользкости, то они колеблются от трех (для рыхлого снега на некоторых категориях дорог) до 12 часов. Конечно же, самые короткие сроки установлены для магистралей, где движение особо оживленное.
А пока снег идет, дорожная техника обязана трудиться так, чтобы толщина снежного покрова не превышала двух сантиметров на дорогах за городом и пяти сантиметров — на улицах населенных пунктов. Обочины для дорог высших категорий чистить необходимо полностью, для остальных — на половину ширины. Сроки очистки обочин — от четырех до 15 часов.
А пешеходам что?
ГОСТ предполагает и сроки устранения снега и гололеда на тротуарах и пешеходных дорожках. Для тротуаров и дорожек с интенсивным движением (более 250 человек в час) чистка снега может занимать не более часа, устранение скользкости не более 12 часов, с неинтенсивным — не более трех часов для снега и не более двух суток для скользкости.
Снег сошел, ямы остались
А еще, к сожалению, нередки случаи, когда повреждения автомобиль получает из-за некачественного дорожного покрытия. Виной тому выбоины, просадки, волны. Каждый вид дефекта задокументирован все в том же ГОСТе. Например, отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной пять см и более, площадью 0,06 кв. м и более, должно быть устранено с обычных городских дорог от трех до 12 дней. Более мелкие дефекты можно чинить от пяти дней и более.
А колея глубиной два см и длиной семь метров на участке полосы движения длиной 100 м обязана быть устранена за пять дней. На устранение колеи в три см глубиной и девять метров длиной дается уже 14 дней.
Однако каждая ямка индивидуальна и устранение ее зависит от категории дороги.
Кто виноват и что делать?
Уборку дорог обязаны проводить назначенные эксплуатирующие организации, которые подконтрольны владельцам дорог. Кто есть кто, и куда конкретно обратиться — не всегда очевидно, поэтому лучше всего отправиться в Госавтоинспекцию. Именно она обладает всеми полномочиями для призвания к порядку дорожников на том или ином участке.
Действительно, можно возложить ответственность за ДТП, произошедшее из-за некачественной уборки снега или ненадлежащего ремонта дороги, на эксплуатирующую компанию.
Официальным языком
Рыхлый снег — неуплотненный слой снега, откладывающийся на покрытии проезжей части, обочинах и тротуарах во время снегопада и метелей.
Талый снег — снег, превращенный в жидкую массу противогололедными материалами, транспортными средствами и пешеходами.
Гололед — лед на дорожном покрытии в виде гладкой пленки или шероховатой корки.
Уплотненный снег, снежный накат — слой снега, образующийся в результате его уплотнения на дорожном покрытии транспортными средствами, на посадочных площадках остановок маршрутных транспортных средств, на тротуарах — пешеходами или механизированной уборкой.
Алгоритм действий
Итак, случилось неприятное — из-за выбоины или неубранного снега машина получила повреждения. Что делать?
Для начала, как и при любом дорожно-транспортном происшествии, необходимо включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки. Если есть свидетели, можно заручиться их поддержкой, попросить контакты. После — сразу звоним в ГИБДД, сообщая, что есть необходимость фиксации нарушений по содержанию дороги.
Пока сотрудники ГИБДД едут, лучше всего провести фото- и видеосъемку. Снимаем яму, снег, лед, место ДТП, машину — все, что как можно подробнее опишет ситуацию. Делаем это незамедлительно, так как снег может растаять, лужа — высохнуть, а яму на следующий день залатают. Обязательно рассказываем, что заметить яму было невозможно. Также обращаем внимание на соблюдение ПДД и осмотрительность водителя. Однако завираться и наговаривать не стоит — экспертиза все покажет.
Когда приедут сотрудники ГИБДД, начнется составление схемы ДТП, акта о повреждении автомобиля. Акт о состоянии дороги включает не только описание, но и измерение с использованием технических средств, показания которых важны в акте. Иначе доказать то, что дорога не соответствовала нормативу, почти невозможно. Акт инспекторы могут составить позже в присутствии организации, отвечающей за данный участок.
Если сотрудник ГИБДД составляет протокол и выносит постановление без группы разбора, то нужно внимательно читать эти документы. Они фиксируют виновника ДТП, часто вменяя вину водителю по нарушению пункта 10.1 Правил дорожного движения. В этом случае водителю следует отказаться подписывать и протокол, и постановление или рядом с местом для подписи написать, что он не согласен.
Правила дорожного движения, пункт 10. 1
Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
На данный момент все ДТП принимает и регистрирует дежурная часть Отдела МВД России по городу Миассу.
Телефоны: 299-402, 102.