Алексей Рогозников развивает проекты для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Активист и общественник, по-настоящему неравнодушный житель Миасса и очень увлеченный человек Алексей Рогозников осуществил смелую задумку: вдвоем с товарищем они отправились в зимний поход на знаменитый перевал Дятлова.
Это не первый большой поход Алексея, и глядя на его проекты и желание помочь людям с ограниченными возможностями здоровья увидеть красоты родного края, лес и проверить себя в различных видах спорта, хочется сказать: на таких людях мир держится.
Алексей — инвалид с детства с диагнозом ДЦП, отец четырех детей, организатор движения «Автоволнтер» и основатель Совета отцов Миасса, кажется, никогда не устает.
В его голове постоянно крутятся планы, обдумываются текущие проекты, рождаются смелые идеи. Одна из таких — покорение легендарного перевала Дятлова на Северном Урале, где погода не радует туристов даже летом, что уж говорить о зиме.
На «собаке» и пешком.
Вместе с товарищем Сергеем Власовым, руководителем «Уральской турбазы», которая специализируется на туризме, отдыхе и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями, был разработан маршрут, подобрана необходимая одежда и снаряжение, и вот двое смельчаков отправились в долгое путешествие на машине через Ивдель до поселка коренных жителей Северного Урала манси — Ушмы.
Отсюда начался их основной маршрут до перевала. Путь можно условно разделить на две части. Первая — 38 км по реке Лозьве до последней стоянки с крышей над головой — «Избы Ильича» (традиционного перевалочного пункта всех путешественников, действующего по принципу «используй для себя, заготовь другим»). А вторая часть — 25 км лесной дороги по проложенной снегокатами тропе до перевала Дятлова.
Путешественники передвигались в санях, управляя «мотособакой» — специальным тягачом для охотников, весьма сложным в управлении.
— То, что тропа проложена, совсем не означает, что это «асфальт», — говорит Алексей. — Она оказалась такой же неровной, с колеями и выбоинами дорогой. «Мотособака» очень тяжелая, и хотя ее скорость всего 20 км/ч., при поворотах ее нужно поворачивать всю, удерживать равновесие, балансировать, чтобы не перевернуться. Так что по ходу движения мы поочередно управляли санями.
Северный ремонт.
Добравшись до избы, устроились на ночлег. На следующий день у путешественников начались приключения.
— В пути наша «собака» вдруг перестает ехать. Смотрим, цепь слетела. Снимаем кожух — открутился болт, держащий «звездочку». И то, и другое потерялось. Звездочку нашли под санями, а вот болт так и не обнаружили. Пришлось искать самый «ненужный» болт. В результате решили, что можно взять болт из несущей платформы. Но он оказался тоньше. Обмотали куском от пакета, топором забили и с надеждой поехали дальше.
Потеряв полтора часа, туристы продолжили путь, но дорога становилась все хуже:
— Перед самим подъемом, лес уже закончился, кое-где стоят одинокие кривые березы, и снег здесь оказался рыхлым. Снегоходов перед нами прошло мало, тропу не укатали. К тому же у нас оказались «пробиты» сани, которые цеплялись за снег. В результате, как мы ни старались, «собака» не могла подняться (хоть уклон и небольшой) и зарывалась в снег. Пробовали выгрузить вещи, я сел за руль, а Сергей подталкивал сани сзади. Пытались, чтобы Сергей заехал с ней один, толкая ее, а я поднимался пешком. Даже так не получилось добраться до вершины — оставалось метров 800-1000 до памятника. Но уже начинало смеркаться, и решили, что попытаемся на следующий день со снегоходчиками на буксире добраться, а сейчас будем ставить лагерь и готовиться к ночевке.
Русское, великое, гордое.
После ужина Сергей Власов все-таки решил прогуляться до памятника погибшим туристам группы Дятлова, установленного на перевале, но на обратном пути сбился с тропы.
— Темно уже было, примерно 18 часов. Я услышал крики Сергея, — вспоминает Алексей. — Он просил меня зажечь свет в палатке. Я понял, что он меня не видит, ведь фонарь в палатке был включен. Голос его был близко, и я стал кричать ему в ответ, но голос стал удаляться. Я выбрался из палатки. Стал добираться до «собаки», чтобы завести и включить фару. Все это время продолжал кричать. В этот момент Сергей вышел из ложбинки за палаткой.
Время устраиваться на ночлег, но снова неприятность: горелки, на которые они надеялись для обогрева, подвели. У одной от мороза треснул шланг, а другая не заработала, видимо, газ подвел. За палаткой температура была за -30, а в палатке немного потеплее — -20-25 градусов. Путешественники легли спать, как были — полностью одетые. Проворочавшись так пару часов, решили вернуться обратно — в «Избу Ильича», до которой добрались примерно в час ночи.
— То, что я не дошел до самого памятника, меня не расстроило: летом я там был, а зимой из-за фотографий напрягать снегоходчиков не хотелось. Считаю, что для себя я поставленную задачу выполнил. По дороге домой обдумывал возможность организовывать подобные «зимние сплавы» по рекам, это безопасно, а красота вокруг неописуемая: большие, величавые ели в снегу. Когда смотришь на них, чувствуешь что-то русское, великое, гордое.
Туризм — для всех.
В 2018 году Алексей Рогозников создал проект «Туризм без ограничений».
— Его цель — дать возможность людям с инвалидностью посещать недоступные места, пробовать себя в разных видах спортивных увлечений, например, поплавать на саб-доске, — рассказал он.
Алексею удалось выиграть два гранта, которые помогут ему продвинуть проект:
— Сейчас мы разрабатываем маршрут по нацпарку «Таганай», чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли посетить это уникальное место. Пока что в планах — проложить тропу на Семибратку (круговой маршрут в четыре километра). Для передвижения по «Таганаю» в рамках гранта мы также решили приобрести специальные электроскутеры, палатки и спальники. Сейчас основное препятствие для групповых выездов на природу — отсутствие подходящих машин.
Дело для настоящих мужчин.
Кроме туризма Алексей является идеологом движения «Автоволонтер» в Миассе, где автолюбители могут помочь людям с ОВЗ:
— Люди больше обращаются, чтобы помочь привезти вещи в благотворительную организацию. Ну вот сейчас возим ребят каждый день в Челябинск, в «тренировочную квартиру» — место, где людей с инвалидностью обучают самостоятельной жизни.
Алексей Рогозников занимается еще одним социальным проектом — «Совет отцов Миасса»:
— Хочется побудить мужское население уделять больше внимания детям, поднять статус отца, вернуть институт наставничества. Ведь у нас в обществе сложился стереотип, что мужчина должен зарабатывать деньги, а женщина —заниматься детьми. Я считаю, отцовское воспитание ребенку также необходимо.
Вместе с другими активистами Совета отцов Алексею удалось очистить от пьяных разборок двор школы, где учатся его дети:
— Мы дежурили каждый вечер по два человека на школьном дворе, следили за безопасностью, чтобы никто не устраивал там пьяные посиделки, это дало эффект.
Активисты Совета также смогли добиться, чтобы была зарыта двухметровая яма в Комарово, которая представляла опасность для детей. Теперь Алексей и его единомышленники борются с опасным недостроем, который находится неподалеку.
— Совет отцов — это не только воспитательная команда инициативных людей, это еще и проявление гражданской позиции, то есть мне важно не только то, что в моем доме все хорошо, я готов делать мир вокруг лучше и безопаснее.
Помочь может каждый.
Если вы заинтересовались проектами Алексея Рогозникова, звоните ему по телефону 8-902-618-70-01 или пишите в группы «ВКонтакте»: «Автоволонтер. Миасс»: vk.com/avtovolontermiass
«Совет отцов Миасса»: vk.com/somiass;
«Туризм без ограничений»:
vk.com/turizmbo.