Настоятель храма в честь Образа Божией Матери «Достойно Есть» иеромонах Герман (Чернышев) рассказал, что такое церковный приход, и каково его основное предназначение.
Дорогие читатели, мы запускаем на нашем сайте новый проект — «Разговор с батюшкой». В ближайшее время мы точно определим частоту и время выхода публикаций, и обязательно сообщим вам об этом.
Сегодня мы знакомим вас с нашим спикером — настоятелем храма в честь Образа Божией Матери «Достойно Есть» иеромонахом Германом (Чернышевым). В интервью отец Герман рассказал, что же такое церковный приход, почему помимо участия в богослужении, прихожане выезжают на картошку, ходят в походы, ставят спектакли.
Темы следующих публикаций мы определим вместе с вами. Если у вас есть вопросы, которые вы бы хотели обсудить с отцом Германом, присылайте их на электронный адрес главного редактора сайта «МР» — inf-1989@list.ru с пометкой «вопрос для батюшки».
Церковная семья
В повседневной жизни мы часто слышим слово «приход»: «приход храма организовал благотворительную ярмарку», «рождественский концерт был подготовлен силами прихода» и т.д. Кто-то вообще не разграничивает понятия «приход», «церковь» и «храм», полагая, что это одно и то же. Что же на самом деле представляет из себя церковный приход? Об этом мы беседуем с настоятелем храма в честь Образа Божией Матери «Достойно Есть» иеромонахом Германом (Чернышевым).
Отец Герман, что такое приход? Какова история приходов?
Появления прихода как некой локации, где собирается община христиан, появляется с того момента, когда христианство распространяется в различных городах по всему миру. Как это происходило? Апостолы, получив благословение на свое служение, отправлялись в разные страны. Когда они приходили в новые города, в первую очередь, они шли в синагогу, потому что в среде иудеев они могли строить проповедь о Христе на основе Танаха или как мы чаще слышим, Ветхого завета. Здесь они оставались на какое-то время, общались, и, таким образом, складывалась небольшая община. Затем апостол уходил, но после себя оставлял общину, которая возглавлялась епископом. У епископа были ближайшие помощники – пресвитеры – проповедники и диаконы, которые брали на себя функции служения бедным. Впоследствии эти группы христиан стали называться поместными церквями, но в своем первоначальном виде они были похожи на современные приходы, но всегда возглавлялись епископом.
В дальнейшем, когда христиан в городе становилось больше, образовывалась вторая община. Тогда уже в полной мере появляется приход в приближенном к нашему образу. Для его обозначения использовалось греческое слово Παροικία — «те, кто вокруг», а в России термин «Παροικία» заменили словом «приход».
В разные исторические периоды приходская жизнь складывалась по-разному. К примеру, было время, когда священников в приход выбирала сама община, т.е. прихожане храма собирались на какой-то «совет» и избирали кого-то из тех, кого они сочли достойным этого служения в качестве своего священника. Когда достойных не находилось, община могла нанять или пригласить священника по своему усмотрению. Такая практика в России существовала в 16-17 веках, но практически полностью прекратила свое существование в 18 веке при митрополите Московском Платоне Левшине. С этого времени священник в приход назначался. Несмотря на всю привлекательность такого устройства, в данной системе существуют свои подводные камни, которые и послужили причиной изменения подобной практики на практику назначения священника от епископа, который воспринимался как его представитель.
Каково современное положение прихода?
На сегодняшний день приход не всегда объединяет людей какой-то конкретной территории. Один приход сейчас может состоять из людей из разных частей города, а иногда и из разных городов. Канонически приход возглавляет епископ, но всеми богослужебными, просветительскими и административно-хозяйственными делами ведает настоятель в сане священника, являющийся его представителем. Конечно, можно смело сказать, что ни один приход не похож на другой, примерно так же, как не бывает одинаковых людей. Например, есть приходы, стремящиеся построить общинную жизнь. Как правило, это очень дружные, сплоченные группы верующих, где все друг друга знают, готовы помочь и поддержать при необходимости. Но есть и такие приходы, где люди приходят только для того чтобы молиться вместе на богослужении. Священник бывает не знаком с большинством прихожан, сами верующие не стремятся наладить контакт между собой. Не нужно думать, что второй образ устройства прихода какой-то ущербный, нет, ведь не все готовы к приходскому общению, порой, ограничивают свою церковность только общением с Богом, что происходит на главном богослужении – литургии (от греч. общее дело), являющейся важнейшим элементом приходской жизни.
Отец Герман, и все же приходская жизнь отнюдь не сводится только к богослужению. Какой смысл несет в себе так называемая внебогослужебная жизнь прихода?
Несомненно, приход помогает человеку не только в духовном плане, но и в некоей своеобразной социализации, если можно данное явление так назвать. Например, найти единомышленников, сподвижников, найти в людях опору. Общение между прихожанами нельзя назвать просто общением… Это помощь и поддержка. Бывает и так, что приход становится для человека настоящей семьей, если он одинок, или не находит понимания и поддержки у близких людей.
Вы настоятель прихода храма в честь Образа Божией Матери «Достойно Есть». Расскажите о жизни этого прихода.
Нашему приходу всего 12 лет. Это очень мало. А если говорить о времени, когда богослужения мы начали совершать в стенах храма, то это всего три года. Поэтому нельзя сказать, что у нас состоявшаяся община. До сих пор в нем появляются все новые и новые люди. Тем не менее, у нас уже есть те, которые не просто хотят посещать богослужения, но и готовы поделиться приобретенной здесь радостью с кем-то, помочь, сделать что-то хорошее. Именно они принимают на себя ответственность за ту или иную деятельность в приходе.
Каковы основные направления деятельности прихода храма в честь Образа Божией Матери «Достойно Есть»?
Во-первых, это забота о нуждающихся людях. Мы обеспечиваем два раза в неделю нуждающихся горячим питанием. Также у нас есть вещевой склад. Бывает, что люди жертвуют совершенно новые вещи. Например, недавно нам пожертвовали новую инвалидную коляску. В этом году мы посадили много картофеля. Часть раздали, часть реализовали, а вырученные деньги пошли на благотворительность. Разумеется это помощь в быту одиноким, престарелым, больным людям. Наши прихожане помогают с уборкой, ходят в магазин, аптеку.
Мы уже достаточно долго сотрудничаем с Комплексным центром социального обслуживания населения города Миасса (МКУ КЦСОН). Совместно проводим три акции: «Рождество в каждый дом» (дарим подарки детям с особенностями развития или из нуждающихся семей), День защиты детей (также поздравляем ребятишек) и «Собери ребенка в школу» (помогаем школьными наборами нуждающимся семьям с детьми).
Также очень важна культурно-просветительская деятельность.
В этом плане отдельно хотелось бы выделить подготовку к Рождественскому концерту. Мы провели уже три таких концерта (к сожалению, в этом году, из-за пандемии решили отложить концерт до лучших времен).
Это событие дает возможность и верующим, и не верующим, признающим себя членами прихода, или просто людьми, кто хочет как-то поучаствовать, прикоснуться к празднованию Рождества. Ведь этот праздник очень долгие годы определял жизнь и нашего народа, и многих других народов мира, да и сейчас Рождество является важнейшим днем в году для многих жителей нашей планеты.
В прошлом году мы впервые поставили Рождественский вертеп. Отрадно, что эта традиция возрождается, а где-то достойно поддерживается, многими храмами. Опять же над созданием фигурного вертепа трудилось немало наших прихожан. Все было сделано общими усилиями.
Еще одно важное мероприятие, которое мы традиционно проводим, — День православной книги.
Он отмечается 14 марта. На базе центральной библиотечной системы совместно с библиотекой, музеем, образовательными учреждениями города мы организовывали этот праздник. Проводили его в разных форматах.
В культурном плане можно отметить встречи с пожилыми людьми на базе КЦСОН. Там же мы проводили музыкальный час для всех желающих.
При храме действует творческая мастерская «Светлица», где мастерицы рукоделия создают великолепные вещи, а также помогают создавать их тем, кто только начинает практиковаться в этом деле.
Как организована просветительская деятельность на приходе?
Во-первых, это катехизаторские курсы, которые действуют уже 6 лет. Во время занятий мы касаемся многих вопросов православного вероучения. Даем человеку возможность разобраться, систематизировать свои знания. У нас действует библейский кружок для взрослых, на котором мы читаем отрывки из Священного Писания, обсуждаем их.
Также, мы проводим встречи семейного клуба. Мы говорим о воспитании, о семейной жизни, о том, как растить детей. Для людей это возможность поделиться опытом и проблемами.
Также мы взаимодействуем с центром помощи матерям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Твоя надежда». Работу с матерями курирует отец Макарий.
Мы издаем альманах «Достойно есть». Это официальное издание нашего прихода. В художественно-публицистическом журнале мы поднимаем различные темы. Это и творчество наших прихожан, и глубокие темы, связанные с вопросами веры.
Также у нас есть официальный сайт, на котором публикуются новости прихода, фоторепортажи с богослужений, различных мероприятий, а также полезная информация для верующих.
Отдельного внимания заслуживает, конечно, воспитание. Как и у многих приходов, у нас есть воскресная школа. В ней занимаются 65 человек в возрасте от 3 до 14 лет. В школе есть основное направление и факультативное (студии). Группы разделены по возрастам: дошкольная, младшая школьная и школьная. Дополнительно дети могут заниматься в кружках изо, спортивно-патриотическом, хоровом, театральной студии. Сейчас начинает работу новое направление по обучению детей фотографии.
Именно в приходе нам удалось организовать работу с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Молодежно-миссионерское общество «LOGOS» — это большая заслуга тех людей, кто трудится в нашем приходе. На сегодняшний день LOGOS» – это ведущее молодежное объединение и церковное, и светское. Потому что его участники занимаются не только миссионерской работой или самовоспитанием, но и участвуют в городских, областных мероприятиях, занимаются волонтерством.
Существует мнение, что многие современные молодые люди существуют только в виртуальном мире, поэтому когда видишь, что подросток интересуется не только играми и соцсетями, но и чем-то большим, то это радует.
В заключение еще хотелось бы сказать о такой важной миссии любого прихода, как поддержание великолепия храма. Иногда этот процесс называют немым свидетельством веры. Приход – это общество, которое содержит одно из знаменательнейших достопримечательностей любого города, ведь храмы – уникальные архитектурные сооружения и их поддержкой в достойном виде занимаются сами прихожане, что в общем-то также можно назвать служением общему делу.
Беседу вела Ольга Исаева, фото предоставлено храмом В честь Образа Божией Матери «Достойно есть»