Почему действия по букве закона вызвали шквал негатива?
«Миасский рабочий» продолжил разбираться в ситуации с «платными» платежками АО «ЭнСер». Мы получили ответ на наш запрос из ресурсоснабжающей организации, поинтересовались мнениями жителей, юриста и руководителя другой крупной коммунальной компании.
Дело в банках?
Напомним, на днях многие жители Миасса были шокированы новостью о том, что теперь им придется платить комиссию за очередной платеж ресурсоснабжающей компании АО «ЭнСер»: 50 рублей за каждую строчку, которых в стандартной платежке три: «Отопление», «ГВС (тепловая энергия)» и «ГВС (теплоноситель)».
В связи с этим мы отправили официальный запрос в АО «ЭнСер» (ГК «ЕвроСибЭнерго») и получили следующий ответ:
«Добрый день! В ответ на обращение жителей сообщаем:
комиссию при внесении платы за коммунальные услуги с 01.01.2021 г. взимают банки, а не энергоресурсная компания. Это произошло в связи с изменениями в законодательстве (постановление Правительства от 05.09.2019 № 1164). Размер комиссии устанавливает именно кредитная организация, принимающая платежи от населения. АО «ЭнСер» не является получателем банковской комиссии. Понимая социальную важность вопроса, компания «ЭнСер» самостоятельно провела переговоры с «Почта Банком» и теперь, согласно достигнутым договоренностям, оплата за услуги отопления и горячего водоснабжения компании «ЭнСер» без банковской комиссии возможна в шести отделениях «Почта Банка»:пр. Автозаводцев, 61а,
ул. Молодежная, 22а,
ул. 8 Марта, 120,
ул. Романенко, 44,
пр. Автозаводцев, 23,
пр. Октября, 42».
Закон не нарушен
Разумеется, мы заглянули в постановление правительства РФ № 1164 от 05.09.2019. Пункт 28.1 гласит:
«Не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги».
То есть, насколько мы понимаем, до сей поры эта комиссия входила в расходы организации. Если так, то эти 150 рублей (за три строчки) должны были вычесть из расходов?
В общем, ситуация очень запутанная, и мы посчитали, что разобраться в ней без… юриста невозможно, поэтому обратились к одному из самых известных миасских адвокатов Сергею Гаврюшкину.
— При защите тарифа ресурсоснабжающая организация (РСО) указанные расходы потребителей в тариф включить не сможет, что было не запрещено ранее и чем они могли пользоваться, — пояснил юрист. — Действующее законодательство РФ не содержит положений об обязанности РСО обеспечивать безвозмездное оказание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи, другими хозяйствующими субъектами услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты услуг ЖКХ. В действующем законодательстве также нет положений об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание всеми названными хозяйствующими субъектами или каким-либо отдельным хозяйствующим субъектом услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, взимание банками комиссионного вознаграждения с потребителей коммунальных услуг считаю законным.
А по совести?
Последние сомнения в законности действий «ЭнСера» отпали, но возник извечный российский вопрос: по закону все правильно, а по совести? И мы решили поинтересоваться: а как вышла из этого положения другая ресурсоснабжающая организация — компания «Миассводоканал»?
Генеральный директор ООО «Группа «Коммунальные технологии», почетный гражданин Миасса Сергей Портной удивился нашему вопросу:
— У нас заключены договоры с основными банками, все эти вопросы урегулированы, и договорами не предусмотрено взимание какой-то комиссии с потребителя за уплату коммунальных платежей.
Остается посоветовать руководителям «ЭнСер» обратиться за консультацией к Сергею Михайловичу Портному. Надеемся, он не откажет в совете, как решать проблемы подобного рода… Заметим также, что уровень руководителя любого уровня определяется в числе прочего и умением прогнозировать последствия тех или иных принятых (или в данном случае — непринятых) решений.
Вопросы, вопросы…
После шквала негодования жителей руководство АО «ЭнСер» на портале «НьюсМиасс.ру» (правда, кто именно — неизвестно) попыталось ответить на вопросы потребителей по поводу взимания банками комиссии при оплате услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых данной компанией.
Цитируем ответ на один из вопросов: «Расходы на услуги банка (банковская комиссия) не включены в тариф АО «ЭнСер» начиная с 2019 года, при этом законодательством была предусмотрена возможность включения банковской комиссии в тариф. В 2019 и 2020 годах компания «ЭнСер» брала на себя данные расходы. После изменений в законодательстве (постановление Правительства от 05.09.2019 № 1164) включить расходы на услуги банка компания «ЭнСер» не имеет права. Таким образом, тариф остался прежним».
Кому выгодно?
И сразу возникает несколько вопросов. В 3-м пункте постановления Правительства конкретно сказано, что оно «вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования», то есть с сентября 2020 года. И если компания «ЭнСер» брала на себя данные расходы с сентября по декабрь прошлого года, то она (если следовать их толкованию постановления) грубо нарушала решение правительства, на которое постоянно ссылается?
Или все гораздо проще? Данным постановлением правительство РФ запретило включение «расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги… в состав экономически обоснованных затрат организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности» (попросту говоря — в тарифы, согласно которым мы и платим за коммуналку). Судя по всему, правительство рассчитывало на то, что компании возьмут на себя эти расходы, включив их в состав внереализационных расходов. Тем более что в статье 265 Налогового кодекса РФ говорится, что в состав внереализационных расходов включаются в числе прочих и расходы на услуги банков.
Видимо, именно этим и руководствовалось АО «ЭнСер» с сентября по декабрь прошлого года. Почему решили отказаться от этого с января? Очевидно, решили «оптимизировать» свои затраты…
И последнее. Постановлением правительства № 1164 внесены изменения в «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Представляете резонанс, если бы все поставщики вышеперечисленных услуг пошли по пути АО «ЭнСер»? И не только в Миассе, но и в регионе, в стране?
В завершение заметим, что народ у нас неглупый и свои выводы уже делает. В подтверждение — один из комментариев в соцсетях.
Марина Забелина:
— Не плачу за коммуналку третий месяц, закину потом одной общей суммой, сэкономлю на комиссии. Пеня копеечная. Думаю, полгода можно не платить, чтоб экономия максимальной была.
Если таких как Марина будет много, пострадать, не получая своевременную оплату за свои услуги, может не только «ЭнСер», но и другие ресурсоснабжающие и коммунальные организации. И кому сделали лучше?
Глас народа
Что думают обо всем этом простые миасцы, предугадать несложно. Мнения жителей в соцсетях мы приводим без комментариев.
Алексей Халяпин:
— Что случилось с почтовыми отделениями в Миассе? На ул. 8 Марта, 120 — толпа народу. Неужели все бросились платить за услуги отопления и горячего водоснабжения без банковской комиссии? Теперь ни получить письмо, ни отправить?
Наталья Федорук:
— Тут даже, как сегодня модно говорить, к гадалке не ходи: все поставщики выплачивают проценты банкам, почте и др. за то, что те помогают им собирать платежи с клиентов и населения. А владельцев компании «ЭнСер» жадность задавила, отказались отдавать комиссионные посредникам. А нам врут.
Наталья Корсакова:
— Совсем офанарели, многие люди остались без работы, зарплаты кот наплакал, а этим все мало. Беспредел, грабеж средь бела дня. Их никто не проверяет и не контролирует, нужно обязательно идти в прокуратуру всем и жаловаться.
Ольга Лифанова:
— Совсем обнаглели! А посмотрите, что творится у них в офисе. Они работают на удаленке, хотя все общение проходит через окно и маски, а почему не отвечают на телефонные звонки? Почтовые ящики все переполнены, некуда класть акты и прочие документы. Одна бабушка, которой насчитали заоблачную сумму, плакала от бессилия, так как не у кого было решить ее вопрос. До каких пор будет продолжаться этот беспредел?
Мирон Смирнов:
— Иногда такие компании позволяют себе слишком много. Может одних накажут, а для других пример будет, что безнаказанными они не останутся!
Вопрос — в социальной ответственности бизнеса
Депутат Госдумы вмешался в скандал с платежами за услуги «ЭнСер.
К решению проблемы с квитанциями АО «ЭнСер» подключился депутат Государственной Думы Олег Колесников. К парламентарию обратились возмущенные жители домов № 4, 6 и 8 на улице Ферсмана, с которыми он встретился в Центре правовой поддержки в ТРК «Слон». Жители рассказали депутату о ситуации, в подтверждение показав вырезку со статьей из газеты «Миасский рабочий».
— У нас нет таких денег, чтобы платить за каждую строчку в квитанции по 50 рублей, — сказала председатель совета дома № 4 Лидия Потапкина. — Пенсия маленькая, выжить-то сложно, не говоря уже о дополнительных платежах. Пусть заключают договоры с банками или открывают свои кассы — будем платить напрямую.
— В машгородке и поселке Строителей люди ничего об этом не знают, удивляются: что за дикость? — вступает в разговор житель дома № 6 на улице Ферсмана Владимир
Зезюков. — Сейчас такое сложное время, люди работу теряют, а они цены повышают! Это натуральные поборы! Надо их отменить!
— С одной стороны, вопрос юридический, подключим юристов, направим запрос в Генеральную прокуратуру, которая проверит юридическую чистоту дополнительных финансовых затрат населения, — отметил Олег Колесников. — С другой стороны, раз в других районах Миасса в квитанциях от теплоснабжающих организаций ничего не изменилось, значит, вопрос — в социальной ответственности предприятий по отношению к жителям.
Парламентарий считает, что руководителям компании нужно развивать свой бизнес с помощью более эффективного руководства, а не перекладывать финансовую нагрузку на потребителей. Этот вопрос Олег Колесников планирует обсудить с генеральным директором «ЭнСера».
Максим Туманов