В День учителя рассказываем о Римме Ефимовне Фридлянской.
Осень в самом разгаре. «Пышное природы увяданье» радует глаз и выглядит огромным подарочным букетом самым уважаемым, самым нужным, самым умным на земле людям — учителям.
Энергична и работоспособна.
Римма Ефимовна Фридлянская, покинувшая этот мир 20 лет назад, всю свою жизнь проработала в школе № 17. И еще живы, хотя и заметно состарились, ее многочисленные ученики, которых она умела так увлечь своим предметом (а преподавала она немецкий язык), что, получая даже далекую от филологии и лингвистики специальность, они неизменно удивляли профессоров великолепным произношением и отличным знанием языка.
— Мама всегда была очень энергичным, работоспособным, работящим человеком,— рассказывает сын Риммы Ефимовны, Борис Михайлович Фридлянский, много лет проработавший педагогом. — И эти качества проявились в ней с раннего детства. Родилась мама в местечке Хиславичи, прекрасно училась. После школы уехала в Москву, поступила на рабфак, а после него — в Московский институт иностранных языков (сейчас это лингвистический университет). Большинство преподавателей в вузе были немцами и, естественно, качество образования отличалось высочайшим уровнем.
Ученики — космонавты.
Римма Гуткина (это девичья фамилия Риммы Ефимовны) окончила институт в 1941 году и получила направление в спецшколу ВВС, где учила немецкому языку молоденьких курсантов и даже была командиром взвода.
Поясним: спецшколы (средние общеобразовательные учебные заведения наркоматов просвещения, готовившие юношей 8-10-х классов для поступления в военные училища) были одной из форм военной подготовки в предвоенном Советском Союзе. В 1937 году в Москве, Ленинграде и других крупных городах возникли так называемые артиллерийские школы, а в 1940 году — военно-морские и военно-воздушные.
Среди учеников Риммы Ефимовны в спецшколе ВВС были двое будущих космонавтов — Владимир Шаталов и Анатолий Филипченко.
Конечно, в те годы никто и не думал о полетах к чужим мирам. Но когда в 60-х годах началось активное освоение космического пространства, одним из первых покорителей Вселенной стал Шаталов, Римма Ефимовна сразу же вспомнила бывшего ученика и написала ему трогательное письмо. Владимир ответил, но переписка как-то не сложилась и быстро заглохла.
А вот с Анатолием Филипченко ей удалось встретиться на 30-летнем юбилее спецшколы, куда пригласили и Фридлянскую.
В три смены.
— После войны мама приехала в Миасс, к старшей сестре, которая жила здесь с мужем, — продолжил рассказ Борис Михайлович. — Тут она вышла замуж и поступила в школу № 17, где работала в две смены. Когда же открылся вечерний филиал ЧПИ, у мамы появилась и «третья смена». Мы с сестрой практически не видели ее, нас воспитывала бабушка. Но перед моими глазами стоит картинка: мама сидит за столом, перед ней стопка тетрадей, она берет по одной, открывает, листает, что-то правит деревянной перьевой ручкой, обмакивая ее в красные чернила, откладывает в сторону, берет другую… Вид работающей мамы завораживал меня, маленького. А потом я и сам стал ее учеником.
Римма Ефимовна, по словам сына, была замечательным учителем: никогда никого не ругала, не позволяла себе повышать голос, но умела создать на уроке такую атмосферу, что прийти в класс неподготовленным казалось просто невозможным. Готовились все до одного! Часто учитель брала для перевода тексты немецких классиков, даже стихи, и некоторым ребятам удавалось не просто дословно перевести стихотворные строчки, но и облечь их в художественную форму, постаравшись сохранить смысл и, в какой-то мере, стиль автора.
«Всегда вспоминаем вас…»
Все ученики Риммы Ефимовны при выпуске знали немецкий язык так хорошо, что их впору было зачислять на инфак без экзаменов.
А она по возможности следила за их судьбами, отправляла письма, с волнением ждала ответа. Некоторые из этих ответов и сейчас хранятся в семейном архиве Фридлянских.
«Урал и годы, проведенные там, ни для кого из нас не прошли бесследно, — в 1999 году писала Римме Ефимовне из Москвы ее бывшая ученица Евгения Фармаковская. — Без конца вспоминаю школу, удивительных учителей и ту атмосферу, в которой мы жили. Мы четверо (Володя Белов, Борис Шемерянкин, Дина и я) были в школе лучшими друзьями и остались ими. Володя приехал в Миасс в эвакуацию из Москвы, я тоже, Дина из Днепропетровска, Борис из Уйска. Мы называли себя «четверкой ишаков» за наше старание в школьных делах. Всегда вспоминаем Вас, Римма Ефимовна. Посылаю Вам стихотворение. Ведь Вы, наверное, помните, что мы занимались стенгазетой и все писали стихи… (…) Я в школе хорошо рисовала и до сих пор рисую. У меня в квартире на стенах много написанных маслом картин и на них — Тургояк, Урал…».
— Она всегда брала классное руководство, — добавляет Борис Фридлянский. — Водила ребят в походы, увлекала их изучением родного края, проводила какие-то занимательные мероприятия. В 1966 году маме присвоили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Прожила она долгую жизнь, 84 года, — и до последних дней сохраняла ясный ум и живой, искренний интерес ко всему, что происходит в школе, городе, стране…
Наталия Корчагина