В День учителя рассказываем о молодом педагоге — Татьяне Назарцевой.
Среда единомышленников
Татьяна Назарцева — разносторонне развитый человек, именно поэтому в школе она не ограничилась преподаванием русского языка и литературы, а взялась обучать детей искусству. Однако изначально в школу она пришла как педагог дополнительного образования. В Миассе она представитель «Лиги Интеллектуальных Игр» и координатор игры «Что? Где? Когда?», в которую играют ребята с 5 по 11 классы. Именно под ее руководством вот уже четыре года проходят соревнования между школами нашего города, области, а иногда и между школами страны — это такие игры, как «Южный ветер», «Сказочный сундучок», «Золотая осень», они проходят в режиме онлайн.
— Мы играем в спортивное «Что? Где? Когда?» и помимо обычных игр есть еще очень много новых форматов, они увлекательные, мультимедийные и полезны тем, что игра может быть посвящена какой-то научной отрасли — гуманитарным наукам, русскому языку, искусству, точным или естественным наукам, — рассказывает педагог.
По ее словам, для ребят это не только тренировки и способ получения новых знаний, это еще и общение — среда единомышленников, в которой они чувствуют свою нужность. Многие ребята уже стали дружить не только классами, но и школами.
Этому способствуют совместные поездки на фестивали, которые длятся три дня, — объясняет педагог. — В течение этого времени проходят разнообразные игры, интенсивные тренировки, и ребята там находят хороших друзей, иногда эта дружба даже перерастает в дружбу на долгие годы.
Тяга делиться знаниями
Сама же Татьяна Назарцева играет в «Что? Где? Когда?» еще со времен своего обучения в миасском филиале «ЧелГУ», где она состояла в команде «Матриархат», которая существует до сих пор. В университете будущий педагог училась на филфаке, но вот о том, чтобы стать учителем, она не думала.
— Конечно, меня привлекала преподавательская деятельность, но вместе с этим пугали ответственность и колоссальное количество времени, которое нужно уделять этой работе, причем не только в рабочее, но и в свое свободное время. Это время так или иначе зачастую учителя берут у своей семьи, поэтому я сначала сосредоточилась на своих детях, а когда они уже стали самостоятельными, поняла, что одних своих детей мне недостаточно, — смеется педагог. — Когда я училась, то не хотела изначально идти в учителя, но тем не менее желание кого-нибудь чему-нибудь научить привело меня в школу. Это какая-то тяга делиться своими знаниями, передавать свой опыт и приобретать какой-то опыт взамен, ведь у детей тоже многому можно научиться.
Так Татьяна и пришла в школу в 2017 году. Изначально как педагог дополнительного образования, а затем ей предложили вести искусство, русский язык и литературу. С этого года у нее еще появилось классное руководство.
До того, как стать учителем, она старалась больше путешествовать, и искусство стало ее хобби.
— Я с большим удовольствием всегда посещала и стараюсь до сих пор посещать различные музеи, чтобы увидеть шедевры своими глазами. Благодаря этому я стараюсь учить детей не по учебникам. Я люблю древнюю Грецию, греческую архитектуру и скульптуру, люблю живопись импрессионистов. Меня в принципе очень привлекает античность, — делится педагог.
В 2019 году Татьяна Назарцева заняла первое место на конкурсе «Педагогический дебют», а после приняла участие и в областном этапе конкурса.
На своих уроках молодой педагог в основном использует различные игровые приемы, потому что детям это очень нравится, они включаются в игру, просыпаются и потому с большей тягой постигают знания. Однако в методах обучения педагог себя не ограничивает:
— Многому я научилась на конкурсе «Педагогический дебют», я считаю, что мой рост как педагога произошел именно благодаря ему. Конечно, не перестаю набираться опыта и у старших коллег. Мне очень нравится метод погружения, когда мы предлагаем детям принять на себя точку зрения одного из персонажей, посмотреть на мир его глазами. Кроме того, на уроках искусства и литературы я всегда обращаю внимание детей на то, какие исторические события происходили в это время, и чему это способствовало, нельзя изучать эти предметы в отрыве от истории, — рассказывает Татьяна.
Несмотря на то, что с обучением детей у молодого педагога проблем не возникло, были проблемы с дисциплиной.
— Для меня первое время было нелегко наладить дисциплину в классе, потому что я по натуре человек достаточно мягкий, — говорит Татьяна. — Но я искала такие решения проблемы, которые бы не требовали повышения голоса, к примеру. Всегда проще всего забрать дневники у тех, кто ведет себя плохо, и пригрозить двойкой. Ну а дальше мы с детьми уже нашли общий язык, они привыкли к моему стилю проведения урока, а я нашла к ним подход.
Ответственная профессия
Сейчас помимо «Что? Где? Когда?» Татьяна готовит ребят к олимпиадам, выступает в качестве научного руководителя и победам детей радуется больше, чем своим.
— Я очень люблю, когда ребята побеждают, для меня это абсолютное счастье. Всегда очень переживаю за них, и когда они выигрывают, получают медали, кубки, грамоты, дипломы, занимают призовые места в конкурсах и олимпиадах — это даже эмоционально намного более важное событие, чем мои собственные победы.
Отвечая на вопрос, что для Татьяны значит быть учителем, она поделилась своими самыми сокровенными мыслями, где каждое сказанное слово было пропитано искренней любовью к детям.
— В жизни обязательно должно быть созидательное начало, — говорит педагог. — Вот я думаю, что профессия учителя — это одна из немногих профессий, которая действительно может изменить мир к лучшему. От того, чему учитель научит детей, каким он откроет для них этот мир, зависит наше будущее.
По мнению Татьяны, литература и искусство — это те предметы, через которые можно наладить хрупкий мостик между поколениями, научить ребят жизни, человеческим отношениям, показать им, насколько интересен наш мир.— Когда я пришла в школу, то ощутила, насколько все-таки дети прекрасны. Они такие добрые, чистые, искренние. Даже те дети, которые хулиганят немножко, — улыбается учитель. — Глядя на них хочется самой стать лучше, эта профессия приносит массу положительных эмоций. Конечно, ты устаешь проверять тетради, но при этом понимаешь, что в жизни этих детей играешь достаточно важную роль, они на тебя смотрят, учатся у тебя, и нужно быть для них достойным примером.
Виктория Исаева