Год 75-летия Победы перевалил на вторую половину. И хотя 9 мая осталось далеко позади, не убывает количество людей,желающих рассказать о своих родных — участниках Великой Отечественной войны.
Ушел добровольцем.
Недавно в редакцию «Миасского рабочего» пришел Евгений Иргалин — коренной старгородец, миасец в четвертом поколении, с огромным почтением относящийся к истории города и своего рода. Евгению, как читателю нашей газеты, захотелось поведать о судьбах Владимира Демидова и Назметдина Иргалина (оба приходятся ему дядями).
Владимир Александрович Демидов — личность поистине уникальная. Прослышав о формировании Уральского добровольческого танкового корпуса, он, молодой рабочий-напилочник, весной 1943 года ушел на фронт добровольцем.
Участвовал в Букринской, Киевской, Житомир-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскурово-Жмеринской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижне-Силезской, Оппельнской, Берлинской и Пражской наступательных операциях, громил врага на правобережной и в Западной Украине, дошел до Берлина.
Был награжден орденами Славы 2 и 3 степеней, Красного Знамени, а также многочисленными медалями.
Хладнокровно, быстро, точно.
В Советском Союзе были всего две боевых медали, которые вручались за личное мужество — «За отвагу» и «За боевые заслуги». Владимиру было чуть больше двадцати лет, когда его представили к медали «За отвагу».
В выписке из наградного листа читаем: «Демидов показал себя как отличный наводчик. Его орудие отличается исключительной точностью даже в самой сложной обстановке. В первый день боя под ураганным артиллерийским огнем противника орудие Демидова подбило вражеское противотанковое орудие, рассеяло и частью уничтожило часть взвода пехоты противника. 7 июля 1943 года, находясь под ожесточенным обстрелом немецких минометов, Демидов стрелял хладнокровно, быстро, точно, чем воодушевлял весь расчет».
«Лучшему командиру орудия».
Отвага и героизм — не показные, не поддельные, а самые что ни на есть истинные — никогда не покидали нашего земляка. Особо отличился он в битве при освобождении Каменец-Подольска.
Из наградного листа: «Гвардии сержант Демидов — храбрый и мужественный младший командир. На Проскуровском, Тарнопольском и Каменец-Подольском направлениях он показал умение бить врага своим орудием. В боях за Каменец-Подольск расчет орудия т. Демидова за короткий промежуток времени уничтожил десять автомашин с грузами и пехотой противника, выявил и уничтожил четыре пулеметных точки врага и свыше взвода пехоты немецких солдат и офицеров. Маневрируя орудием, Демидов прямой наводкой с расстояния 100 м уничтожил огневые средства противника, чем поддержал продвижение советских войск. В этом бою он уничтожил два орудия 85 мм, два станковых пулемета и свыше десяти немецких солдат. Благодаря отличной боевой работе т. Демидов помог нашим танкам и пехоте переправиться через реку Смотрич и нанести громадный урон противнику. Будучи раненым, не ушел с поля боя, а продолжал командовать орудием до полного овладения городом».
Битва за Каменец-Подольск закончилась трагически для командира батареи Якова Хардикова и наводчика Струхина, тоже, кстати, нашего земляка (оба пали смертью
храбрых), и для орудия, которое было раздавлено немецким танком. Демидов получил тяжелое ранение.
Когда на родине узнали о подвиге миасцев, студенты Магнитогорского педагогического института на собранные средства купили 76-мм пушку, на которой выгравировали надпись: «Бесстрашному командиру батареи Хардикову и лучшему командиру орудия Демидову». Уральская делегация привезла пушку на фронт и торжественно вручила ее Владимиру. Эта история отражена на страницах книги Василия Морозова «Город в Золотой долине». За свой беспримерный подвиг гвардии сержант Демидов был награжден орденом Красного Знамени.
Две «Славы».
Командир орудия артдивизиона 29-й гвардейской мотострелковой Унечской имени Богдана Хмельницкого бригады 10-го добровольческого Уральско-Львовского танкового корпуса Владимир Демидов вернулся с фронта кавалером двух орденов Славы.
Первый из них — орден Славы третьей степени — был получен осенью 1944 года, где, судя по записи в наградном листе, «в боях за переправу через реку Днестр т. Демидов два раза выезжал со своим орудием на прямую наводку. Уничтожил наблюдательный пункт противника, подавил огонь минометной батареи, поджег две автомашины. В боях за деревни Сусидловичи и Чапли орудие т. Демидова уничтожило два миномета, подожгло две автомашины, подавило огонь минометной батареи, уничтожило и рассеяло до взвода пехоты противника».
Орден Славы второй степени не заставил себя долго ждать. «26.1.45 года при форсировании р. Одер, — читаем в наградных документах, — гвардии старшина Демидов выкатил орудие на прямую наводку и уничтожил до взвода немецкой пехоты, разбил дзот, два орудия, четыре автомашины. Под сильным ружейным и пулеметным огнем расстреливал немецкую пехоту и технику, проявляя мужество, геройство и отвагу».
Руководство корпуса ходатайствовало представить старшину к званию Героя Советского Союза, но что-то пошло не так… Вручили «Славу».
Окончание следует…