Есть люди — как магниты: к ним невольно притягиваются все, с кем так или иначе их сводит судьба. Лилия Ибрагимова — тоже «магнит». Когда она идет по улице — невысокая, ладненькая, с неизменной доброй улыбкой — не захочешь, да улыбнешься ей в ответ. По-другому не получается.
«Соловушка».
С Лилей Ибрагимовой мы знакомы несколько лет. И все это время не устаю удивляться живости и обаянию ее многогранной натуры, основные черты которой — доброта и творчество.
Младшенькая из четверых детей, она была любимицей всего села. Соседские бабушки наперебой зазывали к себе симпатичную девчушку — «помочь протереть пыль с цветов», а в благодарность поили ее чаем с конфетами.
Малышке все было в радость, но больше всего любила она, пристроившись рядом с отдыхавшим на кровати отцом, слушать, как он тихонько поет старинные башкирские песни, и «подмурлыкивать» ему на свой лад. Может, потому и выросла в этой, в общем-то, не поющей семье «соловушка». На семейных торжествах, не дожидаясь просьбы, девочка залезала на табурет и начинала «концерт», радуя гостей звонким голоском.
Ни дня без «Уралыма».
В 1972 году семья переехала в Миасс, и 13-летняя Лиля сразу пришла в татаро-башкирский коллектив «Яшлек» (ныне «Уралым»). Успехи талантливой девчонки были столь явными, что ей вручили направление в Стерлитамакское училище культуры. Но — струхнула она, осталась дома, с отличием окончила торговое училище, с большим желанием стала работать по специальности. А петь не бросала никогда!
— 48 лет не расстаюсь с «Уралымом», — говорит Лилия. — С Альбертом Баяновичем Рахимовым, который сменил первого руководителя ансамбля Веру Сунагатовну Амирову, мы объездили, можно сказать, весь свет. Конкурсов было много — и везде занимали самые высокие места. С гордостью могу сказать, что мы стояли у истоков Сабантуя в Миассе. В этом году должен был состояться 30-й, юбилейный Сабантуй, но обстоятельства не позволили…
Лилия не могла прожить без «Уралыма» ни одного дня. Любила репетиции, которые поднимали тонус. И концерты любила тоже, потому что там от артистов требовался особый настрой: зритель ждал праздника, и нужно было постараться оправдать его ожидания.
Булки от… Деда Мороза.
Строчку из старой советской песни «Дарите радость людям» можно, пожалуй, считать девизом Лилии Ибрагимовой. За что бы она ни бралась, стремление осчастливить и обрадовать всегда стояло на первом месте.
Десять лет выступала на концертах «Уралыма» в роли конферансье, причем не просто объявляла номера, но и читала юморески — и зал хохотал до слез. На любой дружеской вечеринке становилась душой компании: переодевалась, плясала, проводила конкурсы, пела частушки, которых знает великое множество. Одной из первых в городе начала проводить башкирские свадьбы в национальных традициях.
И это еще не все, потому что если в человеке горит творческая искорка, то она проникает абсолютно во все сферы его деятельности.
Как-то подрабатывала Лилия в хлебном киоске. В канун Нового года постоянные покупатели (особенно дети!) были удивлены и ошарашены: булочки и сдачу в окошечко им протягивал… Дед Мороз! А Лиле просто захотелось устроить миасцам маленький сюрприз.
Не Санта-Клаус!
Кстати, «Дед Мороз» в Лилином исполнении еще не раз поднимал настроение окружающим людям.
Довелось ей, большой любительнице путешествий, лететь на самолете в Дубаи в самом конце декабря. Устроились с подругой в кресле, а Лиля — раз! — и ловким движением натянула на себя головной убор сказочного Деда. Пассажиры рассмеялись, стюардессы тоже.
И позже, 31-го числа, когда заснеженная Россия лепила пельмени и резала салаты в ожидании Нового года, наша фантазерка-землячка плавала в океане… все в той же шапке, усах и бороде Деда Мороза. «Санта-Клаус! Санта-Клаус!» — восторженно кричал пляж, а Лилия, напевая песенку про елочку, лукаво поправляла: «Нет-нет, дорогие мои, не Санта Клаус, а самый настоящий российский Дед Мороз!»
Спасибо за красоту.
Путешествует Лилия Ибрагимова часто. И всегда, как только предоставляется случай, участвует в конкурсах самодеятельности — флэшка с фонограммой всегда лежит в дамской сумочке.
Будучи обладательницей хорошего вкуса, она умеет ценить гармонию вокруг себя. Как-то, прогуливаясь во время очередной поездки по турецкому городу, не уставала искренне восхищаться разнообразием и поразительной красотой цветов на клумбах, приходила в восторг от балконов, среди которых не было ни одного одинакового. Ее спутники-соотечественники скромно помалкивали и только в последний день поездки, уже прощаясь, признались: «Мы никогда не обращали внимания на те мелочи, которые сумела заметить ты. Мы будто бы увидели мир твоими глазами. Спасибо за то, что научила видеть красоту…».
— Обидно, что наш город, находясь в удивительно красивом месте, такой неухоженный, — делится Лилия. — Душа болит, когда вижу заросшие бурьяном клумбы, замусоренные тротуары, сломанные скамеечки. Бывая в Учалах, поражаюсь: какая там чистота, какая красота!.. А почему у нас не так?.. Не раз ходила в администрацию, просила навести порядок, чтобы не было стыдно перед приезжающими в Миасс гостями. Я вообще не умею жить спокойно. В доме, где живу, выполняю обязанности старшей по подъезду. Вместе с соседями разводим цветы, оформляем клумбы, боремся за чистоту.
Сидеть дома —не мое!
Неравнодушная, энергичная, открытая людям и миру, Лилия еще и гостеприимная хозяйка: без чашки чая — ароматного, крепкого, свежезаваренного — гостя не отпустит. А как она готовит суп с домашней лапшой — национальное башкирское блюдо — словами не описать! В праздники на столе обязательно будет бешбармак и любимый дочкой вак-бэлиш (пирог с мясом).
Глядя на Лилию, не подумаешь, сколько жизненных тягот выпало на ее долю. Не сломаться помог характер — сильный, несгибаемый. А еще — настрой на добро и красоту. И, конечно, — предельная открытость всему новому, интересному.
— Десять лет назад освоила компьютер, — говорит Лиля. — Общаюсь теперь с друзьями, делюсь с ними новостями, мыслями, выкладываю фотографии. Не пропускаю ни одного концерта в городе — это дает такие духовные силы, будто крылья вырастают за спиной. Люблю быть постоянно занятой. Сидеть дома — это не мое. Я лучше домашние дела отложу, а общественные сделаю. Люблю жизнь. Люблю людей. Не зацикливаюсь на бедах и проблемах. Произошло что-то — пережила, выдохнула, перешагнула и пошла по жизни дальше, счастливо и радостно. Думаю, только так и надо жить.
фото Давида Ахмедова,
из архива Лилии Ибрагимовой