Под таким девизом живет и творит добро художница «серебряного возраста».
Года два назад в коридоре офтальмологического отделения ГБ № 2 я увидела необычную картину. Нет, картин разного толка от благодарных пациентов на стене было несколько, но эта сочетала в себе одновременно реализм, мистику и философию и называлась «Всевидящее око». И надо же было такому случиться, что перед тем, как город «самоизолировался», мне удалось познакомиться с ее автором.
Пенсионеркой не назовешь.
Не подумайте, что я целенаправленно искала автора, совсем даже нет. Просто позвонила знакомая: «Знаю, что тебя интересуют увлеченные люди. Могу дать телефон…»
И вот я в гостях у Екатерины Кузнецовой, квартира которой напоминает картинную галерею в миниатюре. Но гостеприимная хозяйка — отнюдь не профессиональный художник, несмотря на то, что в ее творческом багаже уже несколько выставок, да и сейчас она готовится к очередной персональной. В прошлом Екатерина — конструктор ГРЦ, ныне на заслуженном отдыхе, но назвать ее пенсионеркой трудно, настолько активная и разноплановая у нее жизнь.
Судите сами… Уже более полутора десятков лет Екатерина — бессменный руководитель группы здоровья, которую создала, будучи сотрудницей оборонного предприятия. Тогда в моду только-только входила аэробика. Женщины ГРЦ, прекрасно знающие «спортивность» Екатерины, попросили коллегу организовать для них что-то подобное.
Никаких секретов.
— Со временем аэробика уступила место другим оздоровительным методикам, — рассказывает Екатерина. — Заинтересовалась я рекомендациями писательницы Майи Гогулан, победившей рак, кундалини-йогой, гимнастикой тибетских монахов «Всевидящее око» — и составила свою, авторскую программу занятий. Что же касается моей «спортивности», то да, со спортом дружу с детства и никогда с ним не расставалась. Числилась одной из лучших учениц знаменитого миасского тренера по спортивной гимнастике Вениамина Марковича Астафьева, по его «наводке» занималась с ленинградской балериной классической хореографией, брала первые места на многих городских и областных состязаниях. Когда пришла работать в ГРЦ, всегда защищала честь отдела на корпоративных олимпиадах: бегала, прыгала в длину и высоту, толкала ядро, метала гранату, ходила на лыжах — мне все легко давалось.
Екатерина Кузнецова и сейчас в прекрасной физической форме — стройная, подтянутая, жизнерадостная. Так и хочется узнать: может быть, есть какие-то секреты?..
— Никаких секретов! — смеется хозяйка. — Возрастные люди опасаются пенсии — как и что будет, смогу ли, выдержу ли… Наверное, и меня посещали такие мысли, но, когда все-таки пришлось оставить работу, вдруг оказалось, что это здорово: утром можно подольше поспать, никуда не надо торопиться, ты ни от кого не зависишь и вообще сам себе хозяин. Так что я сплю в свое удовольствие, встаю не раньше девяти, занимаюсь йогой. Пью кофе без сахара и иду гулять с подругами по лесу или к Тургояку. Прогулка — ритуал обязательный и не зависящий от капризов погоды. По возвращении съедаю бутерброд с маслом и домашним повидлом, смотрю на компьютере мастер-классы по рукоделию, рисую или читаю книгу. Особых принципов в питании нет. Ем что хочу и когда хочу, но ем очень мало. В четыре часа — обед (суп). Вечером — фрукты или замороженные ягоды из своего сада — если есть аппетит. Мяса и курицы ем мало, колбасу не покупаю, яйца не люблю, сыр редко. Но вот шоколад — обязательно. Пять лет обливалась холодной водой по системе Порфирия Иванова, но вдруг организм сказал: «Все, больше не хочу!» И я перестала обливаться. Часто лежу на иппликаторе, но не на обычном, а на том, что с патефонными иголками. Сначала, конечно, больно, а расслабишься — и так хорошо становится, что даже засыпаешь на них.
Глоток свежего воздуха.
Сохранять цветущий вид и бодрость духа Екатерине Кузнецовой помогает и садовый участок.
— Не могу сказать, что в саду сильно «упахиваюсь». Мне вообще кажется, что у меня все растет само, — смеется Екатерина. — Никаких особых усилий не прилагаю. Посадила, полила, поздоровалась с растениями, поговорила с ними… Да-да, поговорила, потому что доброе слово приятно любому живому существу. Помидоры растут огромные. Смородина, груши, яблоки, виктория, облепиха, вишня — шикарные. И очень много цветов! С дороги смотришь — создается впечатление, что на участке только цветы. Заготовок мало делаю, ем только свежее, замораживаю, раздаю друзьям и знакомым. Можно сказать, сад — это глоток свежего воздуха, где забываешь обо всех неурядицах и живешь какой-то совершенно другой жизнью. Все проблемы исчезают, на душе становится спокойно и радостно.
Волю — в кулак.
К спокойному и радостному существованию после смерти мужа Екатерина Кузнецова пришла не сразу. Боль утраты не желала уходить.
В поисках выхода из депрессии женщина начала писать книгу: «Нужно собрать волю в кулак, загрузить себя до предела работой и не позволять хандре взять верх».
Хандру удалось победить с помощью литературного творчества и… рисования:
«С первого декабря начались занятия начинающих художниц, — читаем в книге Екатерины. — Все женщины, а нас было пятеро, когда-то рисовали, я же ничего не умела и у меня никогда такого желания не появлялось. Мои первые рисунки были корявыми и очень смешными. Рисуя, я забывала обо всех своих проблемах. Рисовала я самозабвенно: натюрморты, подсвечники, кувшины — все, что попадалось под руку. …Прошло шесть месяцев. Боль потихоньку отпускала…».
— Сын подарил мне мольберт, — добавляет Екатерина. — Рисую почти каждый день. Говорят, что в моих картинах есть свет, тепло и радость.
…Со стен квартиры Кузнецовых глядят на нас портреты родных и близких людей, мордашки животных, лирические уральские пейзажи. Часть картин пока хранится в запасниках. Многие работы разлетелись по стране и осели в домах друзей.
Сделай мир чище.
Активности Екатерины можно позавидовать. Она успевает все: делать соседям красивые стрижки, печь торты, делать заготовки, танцевать, сочинять стихи и сценарии, проводить праздники, путешествовать по миру. И никогда не подумаешь, что за плечами хрупкой женщины — тяжелейшая судьба: после смерти родителей 12-летняя Катя, сама еще ребенок, заменила мать трем младшим сестренкам, всем дала образование, вывела в люди. Одна из сестер, кстати, — известная в Миассе художница Наталья Титова.
— Мой девиз по жизни — никогда не сдаваться! — говорит Екатерина. — Раз Бог тебя создал, ты должна быть подобна Богу. Научись молчать и не отвечать на грубость, нейтрализуй зло добром. И тогда мир станет светлее и чище. Проси прощения у всех, кого когда-то обидел на этой земле, и благодари их. И уйдет с души тяжесть. Жаль, что мы порой поздно это осознаем.