Василий Смирнов погиб уже после официального окончания Второй мировой войны.
В сентябре 1945 года японцы отправили под откос эшелон с советскими военнослужащими, среди которых был и Василий Смирнов. Перед войной у моего двоюродного деда родились две дочери, он собирался строить дом, но не сложилось…
«Ждите, мои голУбки…»
Из школьных учебников истории многие помнят, что Вторая мировая война не закончилась 8 мая 1945 года, когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии перед войсками союзников. Ровно через три месяца после победы в Европе, 8 августа 1945 года, началась скоротечная советско-японская война.
Вооруженный конфликт между СССР и Монголией с одной стороны и Японией и Маньчжоу-го с другой продолжался с августа по сентябрь 1945 года и окончательно завершился подписанием акта о капитуляции Японии. Это событие произошло 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе.
Именно там, на Дальнем Востоке, в 35 лет закончилась жизнь Василия Смирнова. А началась она в 1910 году в Башкирии, в многодетной крестьянской семье, в которой кроме него, старшего сына, был еще один брат и три сестры. Василий окончил горный техникум в Бакале и после службы в армии приехал в Миасс, где теперь жила семья. Работал горным мастером по добыче золота в селе Алтынташ Чебаркульского района. Женился. В 1939 году родилась первая дочь, в январе 41-го – вторая.
По воспоминаниям родственников, был хозяйственным, мастеровитым и плюс ко всему творческим человеком – хорошо рисовал, играл на гитаре, балалайке, гармошке. Заготовил материалы, собирался строить дом.
Но началась война. И хотя работникам золотодобывающей промышленности полагалась бронь, Василий ее по каким-то причинам не получил. В июне 41-го отправился добровольцем в армию. Служил на Дальнем Востоке, в частях специального назначения: гатили топи, камуфлировали объекты от бомбежек. Всю войну писал письма жене, называл своих девочек «моими голУбками».
А те отправляли посылки с продуктами, выращивали и сушили табак для папы. В последнем письме домой Василий Иванович написал: «Ждите, мои голУбки, скоро приеду…»
Не дождались «голубки». 17 сентября 1945 года японцы пустили под откос эшелон с комсоставом и политработниками Советской армии. Был среди них и партийный Василий Смирнов.
Верный воинской присяге
Но об этом семья узнала только в 80-х от младшего брата Василия – Ефрема Ивановича, который тоже был на войне, служил в органах НКВД в Латвии, внедрился в банду «лесных братьев» и способствовал ее ликвидации, за что был награжден орденом Красной Звезды. А официальное извещение дочь Василия Смирнова Людмила Козырева получила только в 2000 году. «Ваш отец, старший сержант Смирнов Василий Иванович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 17 сентября 1945 года. Похоронен в Китае, в городе Хайлар», — говорится в документе, подписанном тогдашним миасским военкомом Александром Панасенковым 21 августа 2000 года.
Как оказалось, «смертный медальон» нашли поисковики, за что им бесконечно благодарны родственники. Могила русского героя в Китае содержится в идеальном состоянии. Имя Василия Смирнова выбито и на плитах мемориала Скорбящей матери в Миассе.
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Василий Смирнов – брат моей бабушки Галины Ивановны Шульгиной (в девичестве – Смирновой). В войне кроме уже упоминавшегося Ефрема Смирнова участвовали Борис и Михаил Шульгины (братья деда по материнской линии) и мой дед, отец отца – Михаил Петрович Туманов, пропавший без вести в июне 42-го.
Вечная память погибшим и глубокая благодарность за мирное небо. И дай Бог, чтобы такого больше никогда не повторилось.
Максим Туманова, фото из семейного архива