Мыши помогают в борьбе с covid-19.
Мир столкнулся с пандемией коронавируса нового типа, не имея против инфекции действенного оружия. Сейчас разработкой вакцины от COVID-19 в ускоренном темпе занимаются сотрудники лабораторий во многих странах, в том числе в России. При этом выяснилось, что мышей и крыс коронавирус не берет.
Мы решили поподробнее рассказать об этих милых грызунах и нашли человека, в доме которого они живут на правах домашних питомцев.
Откликнувшись на нашу просьбу, помощник ветеринара Юлия Григорьева принесла из дома переноску с забавными зверюшками — белыми (лабораторными) и сиамскими (сатиновыми) мышами.
Крошки, которым не было и месяца, носились друг за другом, непрерывно что-то жевали, прятались в домик-«кукурузу» и снова вылезали — короче говоря, являли собой воп-
лощение самого настоящего perpetuum mobile (вечного двигателя).
За хвост и на место!
Насколько наивным был наш первый вопрос Юле («Откуда у вас эти мышки?»), настолько неожиданным был и ее ответ:
— Увидела в интернете объявление о продаже мышек на корм, пожалела их, позвонила по указанному телефону — и выкупила. Домой принесла шестерых, а теперь их уже больше двадцати! Живут в аквариумах, потому что из клеток легко вылезают через прутья. Кстати, именно вот эти мышки — очень хорошие мамы: если одна самочка отошла в сторону, то другая (чужая) тут же подойдет и будет согревать малышей своим теплом, пока родная мать не вернется. Кроме мышей, у меня есть морские свинки, крысы, мыши-песчанки и хомячки.
— Характеры, наверное, у всех разные?
— Разные. Мыши пуг-
ливые, людей боятся, но когда я подхожу, то они меня узнают и встают на задние лапки. Морские свинки и крыски очень ласковые, просятся на ручки. Сиамские и белые мышки прыгучие, поэтому аквариумы сверху приходится накрывать сеткой. А недавно случилось вот что. Мышь-самочка, подпрыгнув, уцепилась за сетку, подтянулась и вылезла! Сидит сверху, умывается и вниз поглядывает (аквариум стоял на телевизоре), а внизу — кошки… Я вовремя успела заметить беглянку, тихонько подошла, схватила за хвост и вернула ее на место.
Сколько котов — столько и судеб.
— Любовь к животным у вас, конечно же, с детства?
— Да, мне было лет пять, когда в доме появились зверюшки. По образованию я медсестра, долгое время работала на участке, но лет девять назад окончательно поняла, что хочу помогать животным. И с тех пор я — помощник ветеринара и добровольная нянька для самых тяжелобольных животных. Забираю к себе инвалидов, брошенных, покалеченных, выхаживаю и, если получится, прис-
траиваю в добрые руки.
— «Тяжелых» в вашей практике много?
— Немало, и у каждого своя грустная история. Слышали про Рыжика, который летом пострадал от рук варваров?.. Бедняга перенес несколько сложнейших операций, а теперь живет у меня дома… Как-то принесли в нашу ветклинику пушистого кота с больной печенью: «Усыпите его!..». Стало жалко котяру. Договорилась с хозяевами, что заберу и подлечу. Три недели ставила капельницы, выходила кота, но… от пушистика отказались — «мы, мол, за это время отвыкли от него». И вернулся ласковый и добродушный Вася снова ко мне… Есть у меня и еще один Вася. Жил он в частном доме, и однажды прохожие его ударили по голове так, что свернули челюсть и травмировали глаз. Хозяева требовали усыпить страдальца, а мы отказались. Тогда они заявили, что найдут другую клинику, где им помогут, развернулись и ушли. Я бежала за ними по снегу в тапочках до самой машины, чтобы забрать кота. Ветеринары сделали операцию, Вася выздоровел, поселился у меня и теперь души во мне не чает, обнимает лапками за шею, ластится.
— Сколько котов, столько и судеб?..
— Именно так. Отказались хозяева от обычной кошечки, решили, что им простая не нужна, а нужна породистая. Взяли мы ее к себе — и вылечили! Или, например, бело-рыжий Степан. Привезли его на усыпление (проблемы с глазами). Мы вылечили Степана, и он, как вы уже догадались, переехал ко мне на жительство. А кошка Алиса попала под машину, сильно травмировалась. Подлечили ее, стерилизовали, год прожила у меня, а потом нашлась для нее новая хозяйка.
— Юля, мыслимо ли запомнить все болезни питомцев — ведь их много и все они разные?
— По каждому пациенту заведена амбулаторная карта, в которой указано все: болезни, прививки, анализы, уколы и капельницы… Все манипуляции, кроме внутривенных, выполняю сама. Если нужно, консультируюсь с ветврачами.
Кто ранит душу?..
…Разговор прервался телефонным звонком. Наскоро переговорив, Юля пояснила: «Женщине 64 года, онкология, живет одна на крошечную пенсию. Подбирает брошенных котов, выхаживает и оставляет у себя… Сейчас у нее более тридцати питомцев. Таких людей — добрых, отзывчивых — много. Но ранят-то душу другие…».
Трагических историй, связанных с животными, в памяти Юли немало.
Позвонила как-то женщина: «Сколько стоит кота усыпить? Мочекаменная болезнь у него». «Мы таких котов не усыпляем, — ответили ей. — Приносите, вылечим!»
Через некоторое время люди, дожидавшиеся своей очереди в ветклинике, сообщили об оставленном на скамейке подозрительном пакете.
— Открыла я защелки на пакете, — рассказывает Юля, — а там лежит завернутый в тряпку тот самый кот со связанными попарно лапами… За два месяца мы привели его в порядок и оставили жить в ветлечебнице. А года четыре назад к нам на прием сам(!) явился пушистый Вася, слепой на один глаз. Пришел — и остался. Теперь чувствует себя здесь хозяином!
Всегда в ответе.
— Наверное, не все бывает гладко в общении с больными питомцами?
— А как вы думаете? — и Юля показывает свои руки, исцарапанные, в шрамах и ссадинах. — Какими бы благодарными они ни были, но это в первую очередь все-таки животные, поведение которых не всегда можно предугадать. Когда дерутся мои кошки, я их поливаю водой. Но как-то раз попыталась разнимать руками — и мне прокусили сухожилие. Боли адские, пришлось пить обезболивающее… В прошлом году выкупила из приюта кота-инвалида: черный, пушистый Тимофей упал с крыши и сильно покалечился. За полгода поставили его на ноги, мордастый стал, гладкий… Прокусил мне запястье так, что рентгеновский снимок показал трещину! Наложили мне на перелом лангету, целый месяц ходила на уколы. И все это время не брала Тимофея на руки, хотя он ластился и просился — сердилась! Он понимал и уходил опечаленный… Животные вообще все понимают. Когда кого-то из питомцев не удается спасти, я переживаю, плачу, а кошки замолкают, собираются около меня и слизывают слезы со щек…
— Вы переживаете, не спите ночами, боретесь за их жизнь, а они кусаются, дерутся… Зачем вам все это? Что вам дают ваши питомцы?
— Как ни странно это прозвучит — спокойствие и безусловную, искреннюю любовь. Их надо просто любить, и они ответят вам тем же. И еще: мы всегда в ответе за тех, кого приручили…