Главный научный сотрудник Института минералогии вспоминает о становлении и развитии Ильменского заповедника.
Череда столетних юбилеев в Миассе, начавшаяся два года назад, продолжается. В 2020 году знаменательную дату торжественно отметят Миасский краеведческий музей и Ильменский государственный заповедник.
В историю — с ветераном.
Цикл публикаций, посвященных 100-летию известного во всем мире научно-исследовательского учреждения, мы не случайно продолжаем в День науки, который отмечался вчера, 8 февраля.
Сегодня своими воспоминаниями о развитии Ильменского заповедника, начиная с 70-х годов, делится доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Института минералогии ЮУФНЦ МиГ УрО РАН Виктор Григорьевич Кориневский.
Хотим сразу предупредить читателей: эти интереснейшие воспоминания, к сожалению, даются в сокращении, что, однако, совсем не умаляет их достоинств. Заглянуть в историю с помощью живого свидетеля значительных событий, происходящих на миасской земле, — что может быть увлекательнее?..
По счету — 23-й.
«Ильменский государственный заповедник был создан в 1920 году по декрету В.И. Ленина.
В первые пятьдесят лет существования заповедника директора в нем менялись часто. 23-м по счету стал молодой и энергичный Виктор Алексеевич Коротеев, который приступил к работе в январе 1970 года.
К этому времени Виктор Алексеевич уже год как защитил кандидатскую диссертацию и успел поработать ученым секретарем Института геологии и геохимии в Свердловске.
В. А. Коротеева направили в Миасс для стабилизации и улучшения работы заповедника, в котором тогда не было ни одного кандидата наук, а научный коллектив отличался малочисленностью.
Среди геологов выделялись молодые, но опытные сотрудники — Альфред Георгиевич Баженов и Лидия Андреевна Кутепова. Химиков возглавляла Людмила Федоровна Баженова, спектральные анализы выполняла Анна Степановна Красина с помощницей Полиной Федосеевной Дмитриевой. Биологические же исследования проводились в основном приезжавшими на лето исследователями из Свердловска.
Алло-алло, какие вести?..
Я оказался первым кандидатом наук, которого Виктор Алексеевич Коротеев пригласил из Алма-Аты в Ильмены и назначил ученым секретарем.
Мы с супругой, Ириной Андреевной Кориневской, поселились в однокомнатной квартире, которая находилась на одной площадке с В. А. Коротеевым. Нам хотелось о многом друг с другом переговорить, поэтому мы протянули между нашими квартирами продававшиеся тогда в магазинах детские телефоны — и беседовали всласть!
Ирина Андреевна стала работать экскурсоводом в музее (им тогда руководила географ Галина Степановна Кармазина, которую позже сменила биолог Валентина Алексеевна Грабкова).
Не ошиблись!
В это время Виктор Алексеевич загорелся идеей воплотить в жизнь проект строительства новых корпусов — лабораторного и музейного.
Долго думали, где лучше разместить музей и лабораторию — в районе магазина «Рассвет» рядом с домом, где жили сотрудники, или на базе Ильменского заповедника, куда городской транспорт не ходил. Выбрали второй вариант и, как показало время, не ошиблись.
Коротеев добился в Москве разрешения на строительство, выбил фонды для его проведения. Стройку вела бригада А.И. Замотохина из треста «Уралавтострой», руководимого заслуженным строителем И.И. Седовым, архитектурный контроль осуществлял А.Д. Чегодаев.
И. А. Кориневская, объехав музеи Москвы и Ленинграда, договорилась, что участие в оформлении примут известные в стране специалисты — таксидермист М.А. Заславский, дизайнеры В. А. Куликов и И. Куликова, а также художники А.А. Иванов и Г. А. Иванова. Их труд сейчас запечатлен в экспозициях биологического зала нашего музея, в красочных витражах на окнах и картинах на стенах.
«Научники» на субботнике.
Не было тогда у заповедника научных лабораторий — были просто химики, биологи, геологи и лесники. Всю администрацию можно было пересчитать по пальцам.
Рабочие места сотрудников находились в нескольких деревянных домиках, которые имели свои номера.
Центрального отопления, естественно, не было, и к восьми часам утра уборщицы должны были натопить, раскочегарить печки-голландки.
Все удобства находились во дворе. Была и баня, работавшая два дня в неделю.
Поскольку дров нужно было много, то их заготовку проводили целой бригадой. Кололи дрова на субботниках, в которых принимали участие и «научники» (так называли рабочие научных сотрудников)».
Окончание следует…
фото fotokto.ru