В интервью журналисты поинтересовались, как Сиротину удалось добиться отклика от столь высокого ведомства.
Олег Юрьевич, недавно стало известно, что по вашим обращениям в Челябинскую область направлена комиссия Генеральной прокуратуры РФ для проверки деятельности регионального Минэкологии. Очень хотелось бы услышать Ваш комментарий по этой ситуации, ведь случай, прямо скажем, уникальный для нашего региона. И главный вопрос – как Вам удалось добиться отклика от столь высокого ведомства? Ведь наверняка есть другие бизнесы, испытывающие необоснованное давление, но у них не получается найти справедливость. Нужны особые административные ресурсы?
Главная причина состоит в очевидности ведомственных нарушений, допущенных при проведении проверок. Когда региональный надзорный орган ведет себя настолько странно, что это вызывает большие вопросы на федеральном уровне – инициируется подобная проверка. Кроме того, здесь есть и более серьёзное обстоятельство – расследование действий организованной преступной группы, направленных на дискредитацию и вымогательство.
Очень отрадно, что федеральный центр слышит сегодня такие обращения из регионов – это огромный шаг в обновленной экономической политике государства, направленной на улучшение инвестиционного климата в России. Мы видим, что Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» действует, и что заявленная в нем защита прав предпринимателей становится реальностью.
Обращение мы направляли от имени ОПОРЫ России – все-таки очень важно, чтобы аргументы бизнеса прошли предварительную экспертную оценку со стороны деловой общественности. ОПОРА России очень активно взаимодействует с ведомствами всех уровней, и её поддержка доступна самому широкому кругу предпринимателей.
Насчет других бизнесов – трудно сказать, везде есть свои конкретные обстоятельства. Я думаю, что большинство предпринимателей просто не направляет подобных жалоб, опасаясь «мести» в виде последующего вала всевозможных предвзятых проверок. Мы же под этим давлением и так работаем на протяжении многих лет, и сегодня нам просто нечего скрывать от любых инстанций.
Какие именно действия регионального Минэкологии Вы считаете настолько необоснованными, что они требуют внимания федерального уровня?
Публично оценивать все случаи допущенных министерством нарушений пока преждевременно, нужно дождаться компетентных выводов федеральной комиссии. Но для иллюстрации приведу несколько фактов.
К примеру, берегоукрепление набережной «Золотого пляжа» было выполнено нами согласно научных рекомендаций с использованием тургоякского природного камня, что подтверждается сертификатом и всеми необходимыми документами, и может быть дополнительно доказано в любой момент при проведении натурных обследований. Все работы проводились строго за пределами границ памятника природы оз. Тургояк, что подтверждается экспертной оценкой, проведенной коллегиально с участием Общественной палаты Челябинской области.
Ущерб для окружающей среды при таком обустройстве полностью отсутствует. Однако, чтобы насчитать нам многомиллионные иски, Минэкологии был сделан вывод, что благоустройство выполнено строительными отходами, а в проведении экспертизы определения фактической границы памятника природы оз. Тургояк вообще было отказано. Ошибка всё это или намеренная ложь? Для нас ответ на этот вопрос очевиден.
Мы также столкнулись с подменой понятий со стороны Минэкологии в части определения границ памятника природы, когда вместо строгого следования букве закона министерство придумывало удобные ситуативные толкования, противоречащие его же собственным более ранним заключениям, и эта позиция заявлялась в судах под присягой. Чтобы противостоять этим манипуляциям, пришлось проводить специальную работу с привлечением независимых экспертов и общественности.
Но главное, есть вопиющий очевидный факт относительно общей экологической ситуации на озере Тургояк. Коммунальные стоки от коттеджей одноименного поселка, а также от турбаз и пляжей, принимающих основную часть летнего турпотока, попадают в озеро через дренирующие выгребные ямы. Общий объем жидких отходов, сливаемых таким образом в памятник природы ежегодно составляет более 25 тысяч тонн! Влияние поселка было ясно доказано в зимний период, при отсутствии сезонной массы туристов – лабораторный контроль качества воды, произведенный Роспотребнадзором, показал сверхнормативное загрязнение воды именно рядом с поселком.
Вот только областное Минэкологии все эти факты не интересуют. Всё внимание министерства почему-то сосредоточено только на «Золотом пляже». Оно зачем-то пытается доказать, что основной источник загрязнения Тургояка – это благоустройство нашей набережной тургоякским природным камнем, а также две нештатные ситуации, случившиеся на нашем канализационном коллекторе за 15 лет его исправной работы, которые были устранены буквально в течение часа переключением на резервную ветку. При этом мониторинг качества воды рядом с нашими объектами, осуществляемый Роспотребнадзором на регулярной основе, подтверждает отсутствие загрязнений.
Столь странный выборочный подход Минэкологии вызывает вопросы. Надежду на справедливость пришлось искать в федеральном центре, и очень хорошо, что обращения бизнеса сегодня не остаются там без внимания.
Как Вы оцениваете свои шансы в текущей конфликтной ситуации? Уверены в своей победе?
Наиболее значимые претензии в наш адрес уже сняты, вследствие очевидного отсутствия оснований. В целом, я верю в будущее и рассчитываю на нового губернатора Челябинской области А.Л. Текслера, первые шаги в его новой экономической политике дают серьёзные основания для оптимизма. Все нарушения, по которым Генеральной прокуратурой сегодня проводится проверка, относятся к действиям чиновников из прошлой команды региональной власти. А за вопросы деятельности организованной преступной группы взялись очень компетентные ведомства.
В остальном, противостояние с коррумпированной частью системы – это весьма непростая задача, постоянный динамический процесс. Будем продолжать бороться, как и все 20 лет работы нашего бизнеса. Подобное давление – рядовая ситуация, давно ставшая частью повседневных рутинных задач, причем в любом бизнесе и по всей стране.
Но совершенно непонятно другое. Зачем люди избирают «авторитетных» глав организованных преступных группировок во власть, в депутаты, почему голосуют за них? Зачем государство допускает этих «беспредельщиков» в законодательную власть на местах? Зачем чиновники пользуются их «услугами», фактически отдавая себя им в пожизненное рабство – в служение интересам криминала до резко приближающегося конца своей карьеры? Жадность без осознания очевидных последствий?
Вы упомянули про изменения в экономической политике государства. Какие именно меры Вы находите самыми актуальными?
Важнейшим направлением Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» является трансформация делового климата, которая невозможна без защиты бизнеса от вымогателей на местах. И по большому счету, именно на этот аспект ориентирована федеральная реформа контрольно-надзорной деятельности, комплекс антикоррупционных мер, и именно по этой причине в нашу область прибыла комиссия Генеральной прокуратуры РФ. Повсеместное вымогательство в отношении предпринимателей со стороны симбиоза отдельных чиновников и криминальных структур – это огромная проблема, которая на протяжении трех десятилетий препятствует нормальному инвестиционному развитию в каждом регионе страны и в моем родном Миассе особенно. Если удастся системно преодолеть её в масштабах всей России, уверен, что экономика сразу покажет небывалый рост, даже без всяких дополнительных мер поддержки.
Эту проблему важно решать и на региональном уровне. В текущей структуре региональной власти все ведомства занимаются своими узкоспециализированными задачами, и это правильно, но отследить «самодеятельность» отдельных ведомств в таких условиях очень непросто. Поэтому в качестве одного из механизмов мы предлагаем создать региональный совет по безопасности инвестиций при губернаторе Челябинской области, с участием деловых общественных объединений и силовых структур. Для экономического роста необходимы новые инвестпроекты, новые рабочие места с высокими зарплатами, дополнительные поступления в бюджет. Всё это могут создать предприниматели и инвесторы региона, если системно оградить их от коррупционного гнета. Благосостояние населения Челябинской области зависит от общего экономического и правового благополучия в регионе, и мы все сообща слаженными усилиями сможем добиться процветания родного края.