Возвращением исконной красоты занялся депутат Михаил Попов.
Наряду с реализацией масштабной федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» депутатский корпус Миасского округа озабочен восстановлением и благоустройством исторической части города. Это одна из сквозных тем, рассматриваемых в депутатских комиссиях на протяжении действующего созыва.
Свой вклад в благое дело вносят народные избранники от южной части города. Несколько лет назад депутат Елена Семенова на собственные и привлеченные средства восстановила Дом купца Смирнова, уже ставший частью гостевого маршрута. А недавно за возвращение исконного облика другого исторического здания старого Миасса взялся депутат Михаил Попов.
— Смотрел каждый день из окна рабочего кабинета на заброшенное здание заводоуправления, и его внешний вид вызывал грусть, — так объясняет народный избранник свое желание заняться реставрацией объекта культурного наследия.
Мангал на подоконнике
Контора бывшего медеплавильного завода и золотых приисков первое столетие была украшением Миасса, а в следующем пострадала от социальных потрясений и нерадивых владельцев. Они хозяйничали так, будто задались целью уничтожить наследие предков.
Пока здание занимал напилочный завод, здесь много чего нагородили в прямом и переносном смыслах. Мало того, что в длинных коридорах настроили клетушек-кабинетов, еще и деревянный пол зачем-то заливали бетоном, окна первого этажа закладывали кирпичом и зашивали фанерой, сдвигали со своего места перила. В начале 60х годов прошлого века и парадный вход стал не нужен. Дверь с улицы заколотили, а полукруглую арку частично перекрыли стеной.
Когда в рыночное лихолетье не было уже ни напилочного завода, ни его преемника — инструментального, временщики-постояльцы не заботились о сохранности образца архитектурного классицизма с его колоннами, сандриками, капителями, узорчатыми орнаментами и другими украшениями. Апофеозом варварства стал установленный на подоконнике мангал, где владельцы одной из забегаловок готовили шашлыки. Сожженная от жарки рама — не самая большая рана, нанесенная когда-то красивейшему зданию. Когда перед началом реставрации лицензированная организация исследовала его, то пришла к неутешительному выводу: кровля, наружные стены, фасады и отмостки находятся в неудовлетворительном состоянии.
— Здание эксплуатировалось бездумно и больше похоже на объект бескультурного наследия, — подчеркивает Михаил Попов. — Процентов 80 исторических памятников находятся в частной собственности, но у власти не хватает смелости и жесткости обязать владельцев следить за их состоянием. Должен быть в штате администрации сотрудник, который наделен полномочиями следить за состоянием старинных зданий, формировать планы по их реставрации, по крупицам восстанавливать то, что потеряно за многие десятилетия.
Тайны старинных стен
Вскоре после начала работ здание стало на глазах преображаться, а стены обрели родной цвет, в который были окрашены изначально. Первым делом заняться фасадами, с внешней и внутренней сторон, а также заменой кровли заставило приближение холодов. Если уберечь строение от попадания воды и закрыть тепловой контур, то можно спокойно заниматься внутренней отделкой. Впрочем, ее первые результаты видны уже сейчас. Рабочие не просто убирают все новоделы, а максимально, по сохранившимся чертежам, придают интерьерам вид, который был 200 лет назад. Перила парадной лестницы, которая на удивление хорошо сохранилась, установили на то самое место, где они изначально располагались. Коридоры обоих этажей снова стали длинными и просторными. Не требуют замены сделанные из лиственницы оконные рамы. После укрепления в проемах и замены стекол они послужат долго.
А сколько обнаружено интересных находок! Тепло в здании площадью почти полторы тысячи квадратных метров обеспечивали по пять печей на каждом этаже и система дымоходов, которые пронизывали все помещения. Настоящим раритетом стали двенадцать чугунных плит с греческим орнаментом по краям. Их выставят на всеобщее обозрение, чтобы посетители имели представление, как в заводской конторе выглядел пол. То же самое случится и с другой находкой — двумя массивными металлическими сейфами, где хранились когда-то драгоценности. Открыли старинные стены и другие тайны — комнату для хранения золота, без окон, с утолщенными стенами и сводчатым потолком. А еще — камеры предварительного заключения под полом первого этажа — как напоминание о том, что когда-то здесь располагался полицейский участок.
О современном предназначении большинства отделываемых помещений Михаил Попов говорить пока воздерживается, отмечая, что есть разные варианты их использования. Точно на данный момент известно о планах открыть два кинозала, что, безусловно, станет событием для исторической части города. Фильмы в этом районе с закрытием единственного кинотеатра «Энергия» перестали крутить четверть века назад, если не больше.
Монументы беспамятства
Преображение одной из визитных карточек прежнего Миасса вынуждает обратить взор через дорогу, где зияет пустыми глазницами окон бывший дом управляющего заводом — брошенный, не раз горевший и разоряемый. Это здание, первое из каменных в городе, построено еще в XVIII веке, тоже относится к объектам культурного наследия и нуждается в восстановлении. Контора и дом управляющего исторически неотделимы друг от друга, а вместе с берегом пруда вполне могут стать туристической достопримечательностью.
Начатая реставрация стала поводом обратить внимание на другой монумент нашего беспамятства. Во дворе заводоуправления располагается стенд с фотографиями фронтовиков напилочного завода, а чуть дальше — памятник воинам. Повсюду печать запустения и заброшенности — плитка на дорожке проваливается и зарастает травой, звезда для вечного огня покорежена и давно не чищена, скульптура не покрашена, а со стены с именами погибших обваливается штукатурка. Если посетители отреставрированного здания заводоуправления окажутся во внутреннем дворике, то за такую «память» о погибших на войне впору будет со стыда сгореть.
— Нас всех не красит то, что памятник, да еще накануне 75-летия Великой Победы, в таком состоянии, — подчеркивает Михаил Попов. — Исторически сложилось, что недалеко от этого места, с площади наши земляки отправлялись защищать страну. Так было во все времена, при любом строе. Проходили колонной, садились на подводы или машины. Историю надо чтить, и огонь на этом месте должен всегда гореть.
Перила парадной лестницы, которая на удивление хорошо сохранилась, установили на то самое место, где они изначально располагались.