Олег Сиротин: «Мы можем стать популярным туристическим регионом, я вижу как это сделать»

Президент национального парка спорта и туризма «Тургояк» рассказал о возможном достижимом уровне вклада туризма в экономику региона, об экологичности туризма, о пользе и вреде въездного туризма для населения.

Президент национального парка спорта и туризма «Тургояк» рассказал о возможном достижимом уровне вклада туризма в экономику региона, об экологичности туризма, о пользе и вреде въездного туризма для населения.

– В последнее время вы часто высказываетесь в пользу развития туризма в Челябинской области, тогда как прежде не стремились к особой публичности. В чем причина такой активности? Новая точка зрения? Решение уйти в политику?

Я в курортном бизнесе уже почти 20 лет, и по сей день моя точка зрения остается неизменной – туризм в Челябинской области обладает огромным потенциалом. К тому же это одна из самых экологичных отраслей экономики, что очень важно для нашего индустриального края.

В политику я не собираюсь, времени на это у меня нет, да и незачем. Мы активно развиваемся, государственные и административные ресурсы нам пока не нужны, а на политическую «пенсию» мне ещё рано. Конечно, можно было бы всерьез поработать над улучшением условий для инвестиционного развития экономики, без этого регион не сдвинется с места. Но вряд ли это политически популярная тема – избиратели пока не понимают зависимости своего благосостояния от уровня окружающей деловой активности.

А вот чиновники эту взаимосвязь понимать обязаны – управление регионом не должно ограничиваться только строительством дорог и больниц, нужно развивать экономику, все её перспективные экологичные отрасли, включая туризм, как въездной, так и внутренний.

Поэтому я и высказываюсь сегодня чуть больше обычного – в область пришла молодая команда, со свежим взглядом на ситуацию. Возможно рекомендации предпринимателя, построившего с нуля горнолыжный курорт с посещаемостью 400 тысяч человек в год, причем не владея «заводами и пароходами», окажутся им полезными. Мы можем стать популярным туристическим регионом, наряду с Алтаем, Байкалом или Карелией, я вижу как это сделать. Жаль, однако, что предшествующим командам региональной власти эти возможности не были интересны.

– О каком достижимом уровне вклада туризма в экономику региона идет речь? Каков реальный порядок цифр?

Статистика внутреннего туризма в России слишком туманна, хотя на нее стоило бы ориентироваться в первую очередь. В ней не выделяется деловой туризм, трудовая миграция, не учитываются полулегальные мини-гостиницы, которые преобладают сегодня на многих природных дестинациях, сопутствующие услуги, мультипликативный эффект. Поэтому я исхожу из конкретных достигнутых в собственном бизнесе цифр, умноженных на очевидные неиспользуемые возможности.

К примеру, «Солнечная долина» ежегодно создает порядка 700 млн.руб. добавленной стоимости, с учетом прямых инвестиций, и мне понятно, как удвоить этот объем. Маршрут для пешего, вело и лыжного туризма «Солнечная долина» — Нацпарк «Таганай» — Тургояк, который мы предлагаем построить, способен создать еще 1,5 млрд.руб. в год. Грамотно организованный туристический бизнес на Тургояке может в совокупности приносить не менее 4 млрд.руб. годовой выручки для всех участников, при том что экологическая нагрузка на озеро будет существенно снижена.

В целом по туризму в горнозаводской зоне Челябинской области, при грамотном амбициозном государственном управлении, можно уверенно достичь к 2025 году уровня 10 млрд.руб. ежегодной добавленной стоимости, создаваемой внутри региона, с учетом инвестиций в гостиничную недвижимость. Много это, или мало? Такой результат равен эффекту от деятельности металлургического комбината, причем без экологических последствий, присущих металлургии. И это порядка 5000 новых рабочих мест, более 3 млрд.руб. налогов.

– Но так ли уж туризм экологичен? Ведь сегодня много идет разговоров о вреде массового туризма для окружающей среды, споры вокруг строек, тех же канализаций?

Туризм менее экологичен только в сравнении с полным заповедным режимом – если на природную территорию вообще запрещен вход для всех посетителей, включая местное население. По факту, мы говорим про совсем другие пространства – территории неорганизованного туризма, причем весьма популярные.

Вреден именно неорганизованный туризм. Возьмите для примера Тургояк в летние дни – сотни тысяч туристов без туалетов, без уборки мусора, весь лес заставлен автомобилями. Тысячи тонн отходов оказываются в озере, почва покрыта слоем окурков, битого стекла и разной шелухи, растительность вытаптывается, под каждым кустом свалка или отхожее место.

Вредно также бесхозяйственное отношение властей к туристским ресурсам региона, когда достопримечательности пребывают в запустении, деградируют, когда земли вокруг лучших озер раздаются под элитные частные дачи.

Курортный туризм – это отели в обязательном сочетании с обширными и ухоженными парковыми пространствами. Если этот туризм связан с особо охраняемыми природными территориями, значит строится специальная экологичная инфраструктура, дополнительно защищающая природу от воздействия человека – эко-тропы и эко-отели. Эти форматы широко применяются во всем мире, накоплен огромный практический опыт, степень их влияния предельно понятна.

Все отходы в курортном туризме тщательно собираются и вывозятся. Для жидких отходов лучший транспорт – трубопроводный, и он самый безопасный, если мы говорим про современные канализации, а не про устаревшие стереотипы. Это мировая практика для любых курортов. Для прибрежных территорий можно использовать вакуумные канализационные системы, утечка из трубопроводов там в принципе невозможна, они популярны в странах Евросоюза, как самое экологичное решение. В России также начато их применение, в частности водоканал Санкт-Петербурга строит сегодня вакуумные канализации для поселков на берегу Финского залива.

– Но верно ли, что развитие въездного туризма всегда полезно для населения? Например, в СМИ нынче модно муссировать тему вреда от китайских туристов. Мол, они мешают местным жителям, но пользы для экономики не создают, обслуживаются только в китайских отелях и ресторанах.

Перекосы всегда возможны, но они происходят из-за ошибок государственного управления на региональном и местном уровне. Вполне вероятно, что даже коррупционных «ошибок». Существует достаточно инструментов по контролю налогов и иностранной рабочей силы, нужно ими пользоваться. Есть и обратные примеры, когда основной турпоток монополизируется не китайским, а региональным оператором по туризму, и там все в порядке с налогами и рабочими местами. Но и в этой схеме есть свои недостатки, прежде всего, отсутствие здоровой конкуренции.

Все эти разговоры – из серии «делить шкуру неубитого медведя». Поток въездного туризма сначала нужно сформировать, то есть заслужить, и уж потом заниматься его

регулированием. Когда регион конкурентоспособен и его туристический бренд широко известен, когда достопримечательности достойно обустроены, когда создана инфраструктура гостеприимства мирового уровня – тогда уже можно заниматься точной настройкой потока гостей и делать акцент на более выгодные, в сравнении с тем же Китаем, страны.

Но главное, сам этот опасный неубитый медведь – вовсе не туризм, как кажется, а экономический спад в регионе: падение благосостояния населения, скрытая безработица, сокращение внутреннего потребительского спроса, спад инвестиционной активности, снижение бюджетных поступлений. Вот с чем действительно нужно бороться, а не с туристами, которые приезжают в регион, чтобы потратить здесь свою валюту.

А красивые, благоустроенные и чистые природные территории население всегда приветствует. Посмотрите на пример наших нацпарков – плата для жителей области символическая, поток гостей огромный, чистота и порядок, все довольны. Туризм – это рабочие места, причем комфортные, не как у металлургической печи. Вокруг туристических локаций всегда расцветает малый бизнес, любой творческий человек найдет себе дело по душе. И никаких заводских дымящих труб.

И вообще туризм – это постоянный поток позитивных людей, приехавших за новыми впечатлениями, он формирует преобладающие настроения. Вспомните любую туристически популярную страну – это всегда улыбки, радость, смех, доброжелательные отношения между людьми. Всё то, чего нам всем очень не хватает в нашей повседневной реальности.

Фото предоставлено ГЛК «Солнечная долина»

Реклама


Яндекс.Метрика
Выделено памяти сервера: 52.42MB | MySQL запросов в базу: 163 | Страница создана за 0,285 sec.