В итальянском парламенте представлен законопроект, в рамках которого предлагается отправлять в реабилитационные центры смартфонозависимых подростков.
Уже получила широкое распространение патология под названием «номофобия» (от английского no mobile phone phobia), что в переводе означает «страх отсутствия мобильного телефона».
По данным национальной обсерватории по делам детей и молодежи, восемь из десяти итальянских подростков живут в паническом страхе потерять свои телефоны и доступ к интернету. Половина итальянцев в возрасте от 15 до 20 лет проверяют свои телефоны не менее 75 раз в день, а 62 процента пишут сообщения и ночью. «Подростки проводят ночи напролет в соцсетях и мессенджерах, а днем проявляют себя крайне пассивно и порой агрессивно.
Проблема излишнего погружения подростков в гаджеты — всеобщая. Во Франции, например, уже ввели запрет на их использование в течение учебного дня — смартфон должен оставаться в кармане ребенка. В Германии, вполне возможно, тоже введут подобное ограничение: опрос, проведенный прошлой осенью социологическим институтом Kantar Public, показал, что за такой запрет высказались 86 процентов. В Швейцарии кантоны принимают решение самостоятельно: например, в Женеве запрет уже действует, и его планируют распространить и на время перемен — чтобы дети отдыхали, двигались и общались друг с другом, а не утыкались в экраны. А в Лозанне пока ограничиваются услугами школьных психологов. В то же время швейцарский некоммерческий фонд Phenix, много лет помогающий семьям в борьбе с алкогольной и наркотической зависимостью, объявил недавно, что запускает тестирование особой терапии для детей, зависимых от гаджетов и компьютерных игр. Специалисты фонда утверждают, что продвигаемая ими «многомерная семейная терапия» (MDFT), когда психологи и психотерапевты помогают с зависимостью не только ребенку, но и родителям, перестраивая отношения в семье, должна сработать и в случае с гаджетами.
Европейские специалисты часто ссылаются на пример богатейших людей мира, сделавших состояния на IT-технологиях. Казалось бы, кому как не им молиться на электронные девайсы? Тем не менее глава Microsoft Билл Гейтс признавался в интервью, что не давал своим трем детям пользоваться смартфонами до 14 лет. Основатель Apple Стив Джобс также ограждал своих детей от увлечения гаджетами — в семье было принято собираться вечером вместе за столом и обсуждать события дня и прочитанные книги.
В России к проблеме относятся по-разному. Когда прошлой осенью возможность введения запрета на смартфоны в школах обсуждалась в соседней Беларуси, наши специалисты также приняли участие в дискуссии: часть педагогов выступили с жесткой позицией, другие — считают, что запрет мало поможет.
«Когда мой ученик за считанные секунды находит в Сети решение любой задачи, — это значит, что он никогда не научится логически мыслить и решать задачи самостоятельно, — высказал свое мнение «РГ» преподаватель физики одной из известных московских школ Андрей Лебединский. — Это нонсенс, когда ученик говорит мне: вы даете какие-то плохие задачи, они у меня не гуглятся… Поэтому на контрольных у меня действует порядок: никаких телефонов. И надо понимать: не всегда возможно увлечь детей на уроке. Любой, даже самый интересный урок, для кого-то из учеников обязательно проиграет гаджету».
С той же проблемой сталкиваются и родители — дети, если пустить все на самотек, тратят на девайсы столько времени, что его не остается ни на прогулки, ни на достаточный сон, а порой и на учебу. В то же время, признает педагог, смартфон — это отличное учебное пособие, способное расширить кругозор и дать массу новой информации, это удобный помощник в изучении иностранных языков. Но все это — при одном условии: если им пользоваться по назначению.
Полный текст статьи, а также компетентное мнение российских экспертов читайте на сайте «Российской газеты».
Фото http://refnew.ru