Отгремели праздничные мероприятия в честь юбилея машгородка, а воспоминания, разбуженные торжеством, никак не угасают. «Северянам» хочется поделиться тем, что дорого их сердцу. Дадим им слово.
Людмила Юшина: «Ездили в «драндулетах».
— 56 лет назад мы, двое молодых специалистов, недавно связавших свои судьбы в одну, сошли с челябинской электрички на станции Миасс. До места своей будущей работы (а местом этим был машгородок) добрались в кузове грузовика, водитель которого высадил нас с вещами на объездной дороге на повороте в поселок Тургояк.
С чемоданами и рюкзаками бодро прошагали до общежития на проспекте Чернышевского, который в то время простирался всегото от Первой речки до нынешнего «Востока». Это и стало нашим жилищем на первое время.
Кинотеатра в машгородке тогда еще не было, в кино ходили либо в поселок Тургояк, либо в школу № 6.
Жили и работали мы в КБ весело, дружно. Работой были увлечены понастоящему. Нам, молодым, уделялось особое внимание: предоставлялось жилье, регулярно осуществлялось продвижение по карьерной лестнице, соответственно росла зарплата.
В те времена телевизоры были не у всех, поэтому мы часто собирались по пятьшесть человек у обладателей «раритета», чтобы поболеть за хоккей или футбол. Расходились далеко за полночь. И обязательно пели на улице: «Любимый город может спать спокойно…» — нам это казалось очень остроумным.
Когда построили кинотеатр «Восток», к нам стали приезжать артисты. Известный кинорежиссер Сергей Герасимов (он родом из села Кундравы) снимал в машгородке фильм «Журналист» с Галиной Польских в главной роли. Наши инженеры сумели организовать встречу с артистами: на яхтах увезли их на остров Веры и угостили шашлыками из купленного молодого барашка. После этого в журнале «Советский экран» появился восторженный отзыв одного из артистов (ныне довольно известного) о том, что «вот, мол, какие молодцы инженеры в Миассе — у них, кроме любимой работы, есть даже подсобное хозяйство по выращиваю барашков».
Коллективно мы часто выходили на субботники — в частности, сажали деревья, которые сейчас стали большими, участвовали в строительстве бассейна и «Прометея», а также следили за порядком, будучи членами добровольной народной дружины.
На работу мы ездили в «девятках» — старых желтых автобусах, которые между собой называли просто «драндулетами».
При этом у некоторых из нас была мечта спроектировать и построить движущийся тротуар от «Малой земли» до предприятия, но эта мечта, к сожалению, не нашла поддержки у руководства и так и осталась неосуществленной…
А когда Виктор Петрович выбил для нашего города троллейбусную линию, мы ездили в троллейбусах бесплатно. Правда, из нашей зарплаты деньги вычитали, но все равно это было так здорово!
Машгородок взрослел вместе с нами. Кстати, дети машгородка называли его «НАШ городок» — так им слышалось. И мы, старожилы, тоже считаем, что «наш городок» звучит гораздо лучше. Путь он таким и остается — красивым и уютным для всех поколений.
Наиль Гарипов: «Летку-еньку плясали, не снимая коньков».
— Наша семья переехала в машгородок в 1962 году. Городок был небольшой, от улицы Менделеева до Молодежной. Все друг друга знали. Помню, в небольшом здании размещались сразу и училище, и техникум, и институт вечерний, и кружки всякие. Я в танцевальный кружок туда ходил и, вспоминая это, удивляюсь: как там для всего хватало места?..
— Зимой был каток, очень хороший. Мы помогали его заливать, а потом танцевали «Леткуеньку» на катке, не снимая коньков. Стояла будка, в будке был охранник и смотритель с кучей пластинок, которые он по очереди ставил. Так что музыка играла постоянно, без перерыва. Народ в машгородке очень активный был. Много культурных мероприятий проводилось. Я помогал культорганизатору встречать артистов, устраивал их в гостиницу, потом из гостиницы провожал до «Востока», а когда построили «Прометей», то до «Прометея».
Генрих Виноградов: «На работу как на праздник!»
— В Миасс я попал по распределению из Ижевского механического института в 1959 году. Спросил на вокзале: «Где тут филиал № 2 НИИ944?», а на меня глаза вытаращили: «Мы о таком не слышали никогда!». Ходил я кругами у вокзала, вдруг вижу — солидный товарищ садится в машину. Я к нему бегом, задаю свой вопрос, а он мне: «Садись, я тебя привезу, куда надо». Привез меня в машгородок, познакомил с кемто и тот объяснил, куда мне надо ехать. Оказывается, наше предприятие (МЭНИИ) снимало три комнаты на Тургоякском шоссе, 13.
Я уже был женат, сняли мы с женой квартиру в Тургояке. Но я практически и не жил там, потому что уже в сентябре (а приехали мы в июле) уехал на стажировку в Москву. Так что квартиру жена получала без меня. На работу из Тургояка ходили пешком, и это было совсем не трудно. Я и сейчас люблю пешком ходить.
— Когда впервые увидел машгородок, здесь было только здание инженерного корпуса и три дома на проспекте Макеева (Чернышевского). Помню, как сажали липы… В Миассе единственным моим увлечением стали бальные танцы, которым учил нас Юрий Малышев. Он мне даже книгу подарил на память «Современный бальный танец».
— От вокзала до машгородка раньше добирались по дороге, которую сейчас называют «объездной». Автобусы не ходили — зато были так называемые «коробки»: на грузовик ставилась фанерная «коробка», внутри скамеечки для пассажиров. А когда пошел троллейбус, это было да!.. Запомнилось, что троллейбус ходил каждые две минуты. Приходишь на остановку — и сразу к тебе троллейбус подкатывает.
— Помню Керосиновые игры. Наши товарищи, которые увлекались слаломом, спускались с Керосинки «змейкой», и каждый держал в руках зажженный факел. Было очень красиво смотреть на них ночью. Потом Керосиновые игры запретили изза противопожарной безопасности.
— Я очень любил свою работу в МЭНИИ и в течение 52 лет ходил туда как на праздник.