Оставить свои обязанности, доверить дела коллегам, перестать ходить на работу — страшные мысли, которые рано или поздно посещают каждого трудоголика.
По данным опроса HeadHunter, 27% работающего населения (в том числе – жители Челябинской области) имеют сложности с отпуском, потому что им не на кого оставить работу, 8% в принципе вынуждены обходиться без него, а 21% продолжают удаленно трудиться и во время отдыха. При этом у каждого второго в конце года остаются неиспользованные дни отпуска – порой больше половины. Подобный подход лишь на первый взгляд кажется более продуктивным, на деле же работа без передышек чревата профессиональным выгоранием.
Больше всего тех, кто трудится без отпусков, в банковской сфере, сфере продаж, среди административного персонала, высшего менеджмента и строителей. И наоборот — чаще других в течение года в отпуск ходят представители сферы маркетинга и PR, а также ИТ-специалисты. Отвлекаться на рабочие задачи во время отдыха чаще всего приходится представителям маркетинга и PR, юристам и сотрудникам сферы продаж.
«Отдыхать от работы нужно обязательно. Развитие технологий, искусственного интеллекта и прочих цифровых решений, которые должны были облегчить нашу жизнь, сделало ее ритм более интенсивным. Люди все больше времени проводят в гаджетах, жертвуют сном, решают рабочие вопросы в личное время. Повышенные нагрузки приводят к выгоранию и снижению продуктивности, не говоря уже о проблемах со с здоровьем. Регулярный отказ от полноценного отпуска ради дела может навредить работе гораздо больше, чем ваше отсутствие на рабочем месте на пару недель, — отмечает Анна Осипова, руководитель пресс-службы HeadHunter Урал. — Чем дольше человек не отдыхает, тем более уязвимым и непродуктивным он становится, тем сильнее теряет эффективность. Передышки необходимы, чтобы эффективно работать, находить нестандартные решения, успешно общаться с коллегами и клиентами».
Поэтому трудоголикам стоит пересмотреть свое отношение к отдыху. Вспомните про принципы тайм-менеджмента: запишите предстоящие проекты и задачи, выделите те из них, которые действительно зависят только от вас, и никто другой с ними не справится. Максимально освободите под них неделю до и сразу после отпуска. Посмотрите, какие задачи некритично передвинуть по срокам, заранее договоритесь об этом с коллегами и клиентами. Особенно тщательно пропишете приоритеты на последнюю неделю — и не пытайтесь сделать всё и сразу.
Учитесь делегировать. Если у вас есть люди в подчинении, не бойтесь назначить ответственных: вашим сотрудникам нужно расти, позвольте им проявить себя и справиться самостоятельно. Если вы линейный сотрудник, заранее обговорите с руководителем ваше отсутствие, расскажите ему о тех зонах, где вам может потребоваться помощь коллег, обсудите, кто вас подстрахует, введите сменщика в курс дела и составьте ему памятку по самым важным задачам.
«В отпуске постарайтесь максимально отдохнуть, чтобы восстановить силы. Если невозможно уехать без ноутбука или доступа к корпоративной почте, договоритесь с коллегами, в какие часы и дни вы будете на связи. Вы удивитесь, но большинство возникших с утра якобы срочных вопросов, которые будто бы невозможно решить без вашего вмешательства, к вечеру теряют актуальность. Либо находится способ решить их без вас. Поэтому, если вы доступны всегда, вас будут дергать по любому поводу, а если отключите мессенджеры и будете доступны лишь в оговоренное время, срочных вопросов окажется гораздо меньше. Кстати, не забудьте настроить в почте автоответ, где будут указаны контакты коллег, которые могут вас подменить, — советует Анна Осипова. — Оставьте один канал связи (мессенджер или почту), чтобы не утонуть в сообщениях. Можно решиться и на отчаянно смелый поступок: объявить всем, что уезжаете в место, где связи не будет совсем. И действительно ее отключить».
Первые дни после отпуска — не менее стрессовое время, чем и канун отъезда. Не старайтесь переделать все накопившиеся дела сразу, даже если чувствуете прилив сил или ужас от того, сколько всего накопилось. Для начала попросите ввести вас в курс дел — что произошло за время вашего отсутствия. Затем составьте список задач, поставьте приоритеты и постепенно возвращайтесь в рабочий режим.