«Никогда не думала, что стану музыкантом!» — утверждает Ирина Евсикова, заместитель директора ДШИ № 3 по учебной работе и (по совместительству) преподаватель Миасского колледжа искусства и культуры.
Миасская «Жемчужина».
…И нет тут, в общемто, ничего необычного. Так иногда в жизни бывает: не думалане гадала, да вдруг стала!..
Необычно другое: Ирина Александровна стала не просто музыкантом, а (не сбейтесь со счета!) преподавателем общего и специального фортепиано, сольфеджио, музыкальной литературы, ансамбля; концертмейстером хореографического и духового отделений; хормейстером хора ветеранов; лектором; музыкальным критиком; создателем и организатором городских творческих и филармонических проектов; внештатным корреспондентом газет «Стальная искра» и «Глагол», освещающим вопросы музыкальной культуры; членом оргкомитета международных научнопрактических конференций; автором множества аналитических статей, опубликованных в сборниках научных конференций вузов Москвы, Таганрога, Екатеринбурга, Калуги, Челябинска, в научном журнале Австрии
и других…
Недавно эта удивительно многогранная и разносторонне образованная женщина, чье имя занесено в московскую энциклопедию «Жемчужина» наряду с другими талантливыми людьми России, оставившими свой след в истории и науке, отметила свой юбилей.
Ну как нам было не рассказать о ней?..
Из школы — в колледж.
Творческие способности малышки Ирочки проявились еще в детском саду, где она играла главные роли в музыкальных спектаклях, самозабвенно пела и танцевала.
Выдержав вступительные экзамены, поступила в музыкальную школу машгородка, училась у легендарного педагога Веры Лопатко (сегодня ДШИ № 3 гордо носит имя супруговмузыкантов Лопатко).
Когда Ирина окончила «музыкалку», на семейном совете было решено: быть дочке музыкантом!.. И стала она студенткой колледжа (в те годы он звался просто — ММУ, Миасское музыкальное училище).
Повезло Ирине и с группой (народ подобрался активный, творческий), и с педагогами.
— Наш куратор и преподаватель теоретических дисциплин Галина Никитина дала настолько крепкие знания, что они навечно запали в наши головы, — рассказывает Ирина Александровна. — А Вера Киреева, преподававшая русскую музыкальную литературу, рассказывала учебный материал не как все: объясняя использованные композитором средства музыкальной выразительности, умело раскрывала смысл произведения. Поражало то, что свой рассказ она всегда сопровождала выразительной, высокопрофессиональной игрой на фортепиано. Уроки Веры Владимировны стали главными для меня.
Понравилось «критиковать».
По распределению молодой педагог попала в Ашу. Нелегко, наверное, было домашней девочке привыкать к провинции. Но, поплакав, она со временем втянулась в круговорот культурной жизни уральского городка, легко взвалив на юные плечи огромную ношу разнообразных профессиональных обязанностей.
Со временем ищущая девичья натура затосковала по новым знаниям, и она поступила на заочное отделение Уфимского института искусств.
— Наш курс был необычным, — делится Ирина Александровна. — Ребята попросили включить в список предметов дополнительный — музыкальную критику. Мне это дело так понравилось, что вплоть до 2002 года я регулярно писала статьи в газету «Стальная искра». Отработав в Аше 23 года, по семейным обстоятельствам вернулась в Миасс. Пришла работать в родную школу (и одновременно — в родное училище, ныне колледж). Через год стала заместителем директора ДШИ
№ 3 по внеклассной работе. Первую аттестацию провели успешно, получили высшую категорию. Вторая проверка снова подтвердила наш высокий уровень.
Трудно перечислить все «придумки» Ирины Евсиковой на ниве развития музыкального творчества. Это и конкурсигра «Домисолька», и конкурсвыставка «Уральские мастера», и фестивальконкурс семейного музицирования «Мелодия сердца», и филармонические проекты городского уровня «С чего начинается Родина», «Музыкальная улица города», «Когда деревья были маленькими», «Русский музыкальный салон 18 века», «Джаз, джаз, джаз», «И помнит мир спасенный»…
Не сбавляя темпа.
Став завучем, Ирина Евсикова не сбавила темпов творчества. Будучи автором семи адаптированных программ по предметам музыкальнотеоретического цикла, достигла больших результатов в процессе обучения: с 2015 по 2018 годы ее ученики завоевали более 30 дипломов различного уровня, от городских до международных.
А в 49 лет педагогноватор вдруг поняла, что ей… опять не хватает знаний. Причем не просто «курсов повышения», а знаний академических, серьезных, глубоких. И Ирина Александровна поступила в аспирантуру ЧГАКИ на заочное отделение по специальности «Искусствоведение».
Одному Богу известно, каким образом ей удавалось совмещать две работы в территориально отдаленных учебных заведениях с постоянными (дватри раза в неделю) наездами в Челябинск, где она безвылазно просиживала в публичке.
Получив от руководителя Светланы Черевань тему «Музыкальная критика Челябинской области», Ирина стала завсегдатаем архивов Челябинска, Миасса, Златоуста и Озерска — надо было просмотреть и проанализировать публикации шести крупных региональных газет за полвека!.. И она справилась.
А что дальше?
…Но и это еще не все! Закончив аспирантуру, Ирина Евсикова получила второе высшее образование в ЮУрГИИ по специальности «Менеджмент культурнопросветительской деятельности».
Так и просится вопрос: «Ирина Александровна, а что же дальше?..»
— Пока мне хватит, — смеется педагог, — не знаю, как дальше будет. Мои студенты, приезжая на консультации в консерватории Петербурга, Екатеринбурга, удивляют профессоров своими знаниями. Те только головами качают: «Неужели гдето еще ТАК преподают?» Это мне, конечно, как бальзам на душу…
— При такой загрузке есть ли у вас свободное время?
— Конечно, есть! — искренне удивляется собеседница. — Зимними вечерами вяжу свитера родным. Летом у меня сад. А то, что постоянно ищу чтото новое — это, наверное, от родителей.