Не теряет актуальности тема благоустройства города. Можно, конечно, ностальгировать по советским временам, когда на трудовую вахту весь город выходил как на праздник — с музыкой, плакатами, флагами, хорошим настроением. Это было — и прошло. Другие люди, другие песни…
Всегда ли «в ответе»?
Вспомнилось другое. Не каждый год, но достаточно часто в Миассе то тут, то там вспыхивали достойные похвалы инициативам отдельных общественных организаций и объединений по закладке парков, скверов, аллей.
Информация об этих инициативах широко рекламировалась, делались фотографии, брались интервью у довольных собой инициаторов, звучали хвалебные слова в их адрес…
А что же дальше?.. А дальше — ничего. Ноль.
Посмотрите на улицу Степана Разина. Может, кто-то даже и вспомнит, кто и когда пытался устроить тут аллею. Мы — помним, но промолчим. Потому что суть-то не в том, «кто и когда», а в том, что из этого стало…
«Мы всегда в ответе за тех, кого приручили», — сказал мудрый французский летчик. И эти слова относятся не только к людям и животным, но и к зеленым насаждениям.
Много ли зелени сегодня в городе?..
Это, конечно, смотря с чем сравнивать (и тут всем нам вспомнилась незабвенная тополиная аллея посередине проспекта Автозаводцев…). Но, в любом случае, хотелось бы больше деревьев, больше кустарников, газонов, клумб, да не абы каких, заросших сорняками и лопухами в рост человека, а ухоженных, причесанных, пышно цветущих.
И даже в войну!
И вот появилось у нас желание узнать: а заботилось ли руководство города о его озеленении раньше — ну, скажем, в середине 20 века?..
Говорят, что до войны в Миассе вообще было не принято сажать деревья (миасцы, якобы, искренне недоумевали, зачем нужна зелень в городе, если этот город стоит в окружении лесов).
Но, листая подшивки «Рабочей газеты» за предвоенные годы, видишь: весенние и осенние работы по озеленению города всегда четко планировались и по возможности выполнялись.
Не прекращалась забота о «зеленом наряде» городских улиц даже в войну. Представьте: с 1942 по 1948 годы в Миассе было посажено более 17 тысяч деревьев и кустарников.
Еще больше активизировалась эта работа в мирное время, когда на первый план вышло благоустройство быстрорастущего и развивающегося поселка Октябрьского (нынче — центральная часть города).
«Не до жиру»
25 августа 1949 года председатель миасского горсовета депутатов напомнил участникам очередной сессии, что «поселок Октябрьский образовался в войну, когда первоочередной задачей было скорейшее расселение огромного количества рабочих, прибывших вместе с предприятием. Приходилось быстрыми темпами строить жилье упрощенного типа и заселять его с незавершенной внутренней и внешней отделкой».
Естественно, благоустройству территории уделялось мало внимания, и на момент пуска завода в 1944-м территория Новостройки (второе название поселка Октябрьского) выглядела не самым лучшим образом.
С окончанием войны по решению правительства в Миассе был организован трест «Уралавтострой», который усилил темпы строительства (в течение трех лет были введены в строй две школы, баня, больница, детский сад
и т. д.), но благоустройством территории трест опять-таки почти не занимался.
Два фонтана и 14 тысяч цветов.
Тогда за дело взялись сами жители поселка. В 1949 году силами рабочих, служащих и ИТР к 1 августа было отработано на благоустройстве поселка девять тысяч человекодней. Что же в результате изменилось?..
Изменился облик парка культуры, который частично обнесли красивой металлической изгородью. В парке появились песчаные дорожки, спортплощадка, клумбы и около 200 новых деревьев.
Своими силами автозавод разбил в поселке семь скверов, смонтировал два фонтана, соорудил на Предзаводской площади тротуары и газоны.
Конечно же, этого было недостаточно для строящегося города. И горисполком выносит решение: посадить 18 тысяч деревьев и кустов; оборудовать бульвар на проспекте Сталина (мы о нем уже упоминали сегодня); образовать защитную зеленую зону в парке культуры и отдыха со стороны завода; озеленить улицы Победы, Сталина, Молотова (нынешняя улица Калинина); разбить фруктовый сад и питомник, а на территории завода — высадить 800 деревьев, восемь тысяч акаций, 14 тысяч цветов, построить три фонтана, установить 200 скамеек.
Помимо этого — «обязать заведующую детскими яслями Тарнавскую, завдетским сектором Гришину, директора школы
№ 17 Артемьева и директора школы № 27 Слесарева самостоятельно облагородить территорию около своих учреждений».
Дело не в количестве…
15 сентября того же года исполком миасского горсовета подвел итоги весенней кампании и вынес очередные решения: «Весной 1949 года было высажено восемь тысяч крупных деревьев и почти три тысячи кустов, что превысило годовой план по озеленению. Все деревья принялись и были сохранены. Осенью нам предстоит: посадить 8 400 деревьев и 30 250 кустов; провести посадки в саду Пионеров, сквере на улице Набережной и на площади Труда. Директору автозавода — организовать посадку 3 500 деревьев и 18 тысяч кустов на территории предприятия, в парке и поселке Октябрьском».
Помимо этого, был дан отдельный план по озеленению каждому председателю исполкома поселкового совета (их в Миассе в те годы было четыре — Октябрьский, Миасский, Мелентьевский и Тургоякский), руководителям ТРУ, автомобильного и электромеханического заводов, предприятий «Миасстальк» и «Миассзолото», завгороно и загорздравотделом.
Как видите, работа велась гигантская, хотя результаты не всегда радовали «отцов города». Почему?..
Ответ — в словах депутата Сафонова, прямо заявившего на 3й сессии горисполкома в марте 1951 года: «На озеленение тратятся большие средства, но часть их уходит на ветер, так как нет охраны. Предлагаю уменьшить количество деревьев, зато сделать ограду, забор».
Золотые слова!..