Миасские туристы побывали на месте крушения самолета

Борт разбился в горах Таганая.

В 60-х годах Миасс охватил туристский бум. А в конце 80-х начался спад туризма, который через несколько лет практически прекратил свое существование, оставшись уделом редких групп энтузиастов.  Да, их не так много, но они есть и по-прежнему всей душой преданы родному краю, изучать красоту и особенности которого никогда не надоедает.

Сегодня миасские туристы делятся с читателями «МР» историей самолета, разбившегося в горах Таганая. Слово — инженеру автозавода Ирине Серёгиной.

Роковые скалы.

— Много загадок таят в себе горы Таганая, — начала свой рассказ Ирина Юрьевна. —  Иногда здесь случаются трагедии. Многие туристы, посещающие одноименный национальный парк, знают о самолете, который в 1947 году разбился о скалы Откликного гребня. Гораздо меньше известно об авиакатастрофе 1944 года на Малом Таганае, произошедшей на склонах горы Шабаш. Вот что нам удалось узнать из статьи краеведа А. В. Козлова «Роковые скалы Таганая». Он приводит воспоминания своей бабушки:

«Летом 1944 года бабушка со своей дочерью пошли на Малый Таганай за малиной, вдруг  услышали голоса и увидели впереди людей в военной форме, которые что­то искали. Бабушка испугалась, и они с дочкой убежали домой. Через несколько дней снова пошли туда же в лес и наткнулись на следы авиакатастрофы. Передняя часть самолета врезалась в сосну, кругом в окрестностях валялись различные обломки. Потом местные жители часть этих обломков растащили по домам для своих хозяйственных нужд».

Автор вспоминает, что его дедушка самолетной резиной с колес подшивал валенки («красная такая резина была, толстая»).

Находка на курумнике.

— На Малом Таганае, и тем более на горе Шабаш, мы с друзьями­туристами никогда не были, — продолжает рассказ Ирина Серёгина. — В один из осенних дней небольшой теплой компанией мы направились туда подышать чистым горным воздухом и, если повезет, найти обломки самолета. Провести нас по малохоженным тропам вызвался Юрий Мальцев, известный многим в городе турист со стажем.

Стояли прекрасные пронзительные дни начала октября. Мы шли по старой покосной дороге, Таганай был прекрасен в своих прощальных осенних красках.

Несколько километров вдоль хребта — и мы подошли к каменистому склону. Подъем по курумникам (нагромождению обломков скал, россыпи больших камней) не составил особого труда, и почти у самой вершины в камнях мы наткнулись на авиадвигатель. Недалеко от него обнаружили остаток крыла и несколько металлических фрагментов. Затем, перевалив на западный склон горы, чуть правее увидели большое крыло с частично сохранившейся обшивкой. Неподалеку были разбросаны различные части самолета. Почти в самом низу склона наткнулись на развалившийся фюзеляж.

Давняя трагедия.

— Лес в этом месте стоял мрачной скорбной стеной. И здесь к нам пришло осознание всей трагедии, которая произошла в далекие военные годы, — делится Ирина Серёгина. — Надежно хранят тайну эти места, где так и остались не найденными и не захороненными тела трех летчиков.

— Мы были там в 2016 году, но памятника не увидели, — говорит туристка. — Наши ребята еще раз сходили на место авиакатастрофы осенью 2018 года, но опять не нашли этот памятник. Был ли он?..

Никто не выжил.

Вот какую историческую справку удалось откопать на просторах интернета:

«Учебный самолет ДБ­3 потерпел крушение на склоне горы Шабаш близ Златоуста 12 августа 1944 года. Предполагается, что произошел взрыв, в результате которого двигатель и небольшие фрагменты отбросило на восточный склон, а основная часть корпуса рухнула на западный.

В 2015 году, в год 70­летия победы в Великой Отечественной войне, поисковыми отрядами были найдены и переданы в музей Челябинского авиационного училища (ЧВВАКУШ) часть обломков самолета. Дальний бомбардировщик ДБ­3 принадлежал 39 учебному полку, дислоцировавшемуся в Челябинске, где обучали штурманов и радистов­пулеметчиков для фронта. Скорее всего, это был обычный учебный вылет. На борту находился экипаж из четырех  человек: командир экипажа — лейтенант Шубин, штурман — младший лейтенант Каюров, техник — сержант Рязанов и курсант Саттаров. Никто из них не выжил. После катастрофы найдено тело Шубина, остальные до сих пор числятся пропавшими без вести.

В том же 2015 году на месте аварии был установлен временный памятник погибшим летчикам».


Яндекс.Метрика
Выделено памяти сервера: 46.31MB | MySQL запросов в базу: 182 | Страница создана за 0,223 sec.